УИК-ЭНД В СРЕДУ
В связи с Днем благодарения, который по традиции празднуется в последний четверг ноября (в этом году он пришелся на 23-е число), новые фильмы в Америке вышли не как обычно - на уик-энд, а в среду. Когда дебютный фильм режиссера неожиданно становится блокбастером - как это произошло с фильмом американского режиссера индийского происхождения (родители привезли его из Мадраса в младенчестве) М.Найта Шьямалана "Шестое чувство" (The Sixths Sense), - критики с нетерпением ждут его следующего фильма, но ожидания часто не оправдываются. Вот и новый фильм этого режиссера "Неуязвимый" (Unbreakable, в ролях - Самуэль Л.Джексон, Робин Райт, Спенсер Трит Кларк, Джон Патрик Амедори) понравился далеко не всем критикам. Брюс Уиллис снова выступил в необычной роли. Если в «Шестом чувстве» он играл как бы мертвеца, то в новой картине Уиллис изображает как бы бессмертного. Он осознает свою неуязвимость после страшной железнодорожной катастрофы, в которой оказался единственным выжившим. Кеннет Туран написал в Los Angeles Times, что «фильм начинается с события, в которое невозможно поверить, и это «неверие» усугубляется по мере его развития». Рита Кемпли «отрезала» в Washington Post, что фильм «надувает зрителей». Джей Карр в Boston Globe выразился так: «Фильм начинается с катастрофы, а потом сам ею становится». Майк Кларк предсказывает в USA Today «нулевые сборы». Филип Вунч находит фильм Dallas Morning News «грузным, претенциозным и потакающим слабостям режиссера». С другой стороны, вот образец похвалы (Лу Луменик, New York Post): «Шестое чувство» не было счастливой случайностью… Фильм «Неуязвимый», эта очередная изумительная творческая кооперация режиссера-сценариста М.Найта Шьямалана с Брюсом Уиллисом, подтвердил, что Шьямалан является одним из самых блестящих современных создателей фильмов». Гленну Уиппу из Los Angeles Daily News фильм тоже понравился: «Шьямалан создал увлекательное произведение, которое сигнализирует о зрелости подлинного таланта». Роджер Иберт в свой рецензии для Chicago Sun Times пишет о «фирменном» сюрпризе в конце фильма, который на этот раз, может быть, и не удался до конца, но все равно «на месте в этом необычно увлекательном фильме». Геофф Пивер не столь категоричен в Toronto Star: «Безусловно, «Неуязвимый» при всех своих недостатках является фильмом, который «остается с тобой», он захватывает ваше воображение и запоминается; даже не очень удавшуюся концовку можно трактовать как cliffhanger к новому фильму, который возникает в вашем воображении» (Cliffhanger, буквально «повисший на скале», - режиссерский прием, заключающийся в том, что фильм резко заканчивается на напряженной и неразрешенной ситуации, часто применяется в телесериалах). «Неуязвимый» вышел на американские экраны на 23 ноября. Практически одновременно фильм дебютирует в Москве - с 30 ноября он пойдет в кинотеатрах «Пушкинский» и «Ударник».
Что касается сиквела знаменитого фильма "101 далматинец" - "102 далматинца" (102 Dalmatians, режиссер - Кевин Лима, в ролях - Глен Клоуз, Ян Груффолд, Элис Эванс, Тим МакИннери, Жерар Депардье), критики дружно спустили на него собак. Критик Washington Post Стивен Хантер назвал его "одним из самых неудачных сиквелов на его памяти". Питер Хоуэлл в Toronto Star определил фильм как "слегка разогретое остывшее блюдо". Боб Штраус развернул эту мысль в Los Angeles Daily News: "По сути эта та же самая история, что была рассказана в предыдущих версиях, только более невнятно рассказанная". Все критики выделяют актерские работы Глен Клоуз. Сотрудник Associated Press Малкольм Риттер определил игру Глен Клоуз как "завораживающую" и "служащую главной причиной для того, чтобы посмотреть этот фильм". А вот Жерар Депардье такой оценки не удостоился. Стив Маррей написал в своей рецензии для Atlanta Journal Constitution, что "в последние годы этот великий актер проделал путь от ролей Сирано де Бержерака и Жана Де Флоретта до изображения инструкторов по аэробике... В одном месте фильма мы видим его с головой, опущенной в унитаз. Наверное, он ищет там свою карьеру".
"Гусиные перья" (Quills, режиссер Филип Кауфман, в ролях Джеффри Раш, Кейт Уинслет, Джоакин Феникс, Майкл Кейн, Билли Уайтлоу). Этот давний проект знаменитого Филипа Кауфмана из жизни маркиза де Сада, вышедший в эту среду на экраны, вызвал противоречивую реакцию у критиков. (Так, впрочем, было со всеми фильмами Кауфмана. Стоит вспомнить хотя бы историю с фильмом о другом скандальном писателе Генри Миллере -"Генри и Джун" (Henry And June, 1990), ради которого MPAA даже ввела специальный рейтинг NC-17.) Например, Джонатан Форман назвал этот фильм "до нелепости жестоким", а Джей Карр характеризует "Перья" в Boston Globe как "остроумный, неистовый в лучшем смысле слова, наполненный провокационной игрой идей о свободе выражения". Кеннет Туран из Los Angeles Times тоже находит этот фильм провокационным, но в отрицательном плане - "садистским самодостаточным экспериментом - претенциозным, многословным, недодуманным и перепродюсированным". С другой стороны, Боб Штраусс, критик другой влиятельной лос-анджелесской газеты, назвал этот фильм "блестящим" и заметил: «Картина подтверждает, что искусство действительно может существовать рядом с отвратительным и ужасным».