НИКОЛАЙ БАСКОВ – «ПОСВЯЩЕНИЕ… НА БИС!»
Диск предоставлен компанией «Мистерия звука».
Релиз состоялся в ноябре.
Кому нравится Николай Басков? Безусловно, людям пожилого возраста: молодой, аккуратный, воспитанный, матом не ругается и задницей не крутит. Еще Баскова любят молодые девушки, желающие выпендриться: «Такой хорошенький, не чета примитивным попсовикам и грязным рокерам!». В плюсы Баскова можно отнести и «плакатную» внешность, и наличие поставленного голоса, и принадлежность к высшим сферам искусства. Он заполнил вакуум, одним напомнив времена оперных кумиров Шаляпина или Собинова, другим – помпезную советскую эстраду, третьим – Доминго сотоварищи.
Теперь о том, что же во всем этом плохого. Николай Басков изначально подавался как оперный актер, но несмотря на глубокие русские оперные традиции, получив Николая Баскова, мы наконец-то… нагнали мировой шоу-бизнес. Так что, товарищи патриоты, в этом феномене все признаки «западничества». Он появился не для пропаганды «высокого», а для эстрадного пользования - для стадионов, клипов, раскрутки. Николай Басков есть продукт промоушна: вероятнее всего, приятных юношей с голосом в Консерватории и Гнесинском училище навалом. Но именно Николаю выпал счастливый билет.
Пока звучат тексты на итальянском, все еще более-менее сносно. Когда же Николай Басков с легкой руки авторов под фамилией Мясниковы переходит на русский язык, начинается кошмар. Судите сами: «О, любовь/Ты одна бессмертна/О светлый миф/И свет в ночи призывный» или «Море небо целует, это прощания час/Яркая падает звездочка за горизонт/Легкий бриз пробегает, как ты, незаметно/И месяц молодой растаял, словно призрак». Эти тексты ничем не лучше худших образцов популярной музыки, потому что это явные «кальки» - переводы на плохом русском, «лишь бы в размер попадало». Они наполнены одними только штампами: свершение – мгновение, люблю – пою, любила – не любила, море – порою – луною – кормою – тобою - двое. Еще автор «Евгения Онегина» высмеял подобные рифмы, а это было почти в прошлом тысячелетии. Всегда удивляла у «больших артистов» подобная выборочная скупость: тратить деньги на рекламные статьи с канувшими в советскую лету подписями типа «И.И.Иванов, музыковед» и пожалеть «бабок» на хороших текстовиков?! В результате, пробиваясь через эти убогие тексты, Николай Басков совсем надрывает связки и кричит, что есть мочи: без чувств, без эмоций, как музыкальный автомат. Красивый бэк-вокал только усиливает ощущение разрыва формы и содержания, а когда дело доходит до цыганской песни «Что-то грустно» в техно-аранжировке, то эффект «искусственности» происходящего достигает апогея. Так что на следующем треке «O Sole Mio» уже точно осознаешь, что из двух исполнителей этого бессмертного произведения новое поколение выберет Зайца из «Ну, погоди!»: он-то голосил от души, хотя в Гнесинках и не учился.
Екатерина Алексеева