УМЕР СЦЕНАРИСТ "КАСАБЛАНКИ" ДЖУЛИУС ЭПШТЕЙН

Последний из авторов сценария "Касабланки" Джулиус Эпштейн скончался 30 декабря. Ему был 91 год.
Джулиус Эпштейн в том или ином качестве участвовал в создании более чем 50 фильмов. В начале 30-х гг. он писал сценарии для Джерри Уолда в качестве "литературного негра", но вскоре понял, что и сам может продавать свой товар. Впрочем, Джулиус редко работал один - по большей части он создавал сценарии вместе со своим братом-близнецом Филипом. Первой картиной Эпштейна, принесшей ему номинацию на «Оскар», стали "Четыре дочери" (Four Daughters, 1938). В 1942 г. выходит этапная для Эпштейнов лента "Тот, кто пришел на ужин" (The Man Who Came To Dinner), и в этом же году братья берутся за "Касабланку".
Позднее Джулиус не хотел признавать за своим творением никаких достоинств - он называл ленту "полным дерьмом". Возможно, потому, что к работе над сценарием подключили третьего сочинителя - Говарда Коха (умер в 1995 г.), который призван был придать картине политическую окраску. Фильм, как это часто случается в Голливуде, снимался трудно - то и дело вносились изменения, требовали переделок уже отснятого материала, не обошлось без накладок. Сценаристов заставляли приходить на работу к 9 утра - "даже президенты банков появляются на рабочем месте в 9". В ответ Эпштейны послали продюсеру Джеку Уорнеру неоконченную рукопись сценария с запиской: "Вот пусть президенты банков и дописывают". А когда смирившийся Уорнер пожаловался, что одна из сцен сработана хуже некуда, Джулиус возразил: "Да как такое может быть? Ведь мы писали ее в 9 утра". Джулиус делал вид, что не понимал причин культовости "Касабланки", и демонстративно связывал ее со смертью Хэмфри Богарта в 1955 г. Но, вероятно, он в глубине души понимал, что второй раз покорить такую вершину ему вряд ли удастся.
Послевоенные годы прошли для сценаристов на волне успеха "Касабланки", но не были отмечены особыми творческими удачами. В 1952 г. Филип умер от рака, и Джулиус на долгие годы оказался выбит из седла. По его сценариям снимались ленты, но лишь через 20 лет он вновь создал выдающуюся вещь, - картина по новелле Питера Де Вриеса "Пит и Тилли" (Pete 'n' Tillie, 1972) с участием Уолтера Мэтто и Кэрол Бэрнетт была выдвинута на «Оскара». А в 1977 г. Джулиус Эпштейн работал вместе с Сэмом Пекинпа над "Железным крестом" (Cross Of Iron), в котором была сделана одна из первых кинематографических попыток по-человечески понять мир, в котором правили нацисты. И еще одна примечательная картина по сценарию мастера, тоже по новелле Питера Де Вриеса, - "Рюбин Рюбин" (Reuben Reuben, 1983), тоже кандидат на «Оскар», одна из последних и самых любимых работ Эпштейна.

Последние новости