ГОД ВЕРДИ ГАБТ НАЧАЛ С ФАШИСТОВ И КЛАКИ
В основу сюжета положена библейская история о завоеваниях ассирийского царя Навуходоносора, щедро приправленная необходимыми для итальянской оперы страстями и коллизиями. Противостояние евреев и ассирийцев отражено в основных декорациях: по сцене на протяжении спектакля перемещаются высокие многоугольные стелы, на которых с одних сторон начертаны фразы из Торы на иврите, а с других сторон - ассирийская клинопись. Внешне они сильно напоминают известный памятник грузинской письменности на Тишинской площади в Москве. В тот момент, когда на сцене появляются евреи или ассирийцы, подвижные стелы разворачиваются к публике соответствующей стороной. Центральная декорация – многоярусная конструкция из стальных балок, с которой в зал светят прожектора. В тени на ярусах стальной клетки легко узнаются фигуры ассирийцев – «надзирателей концентрационного лагеря», стоящих в характерных позах караульных и облаченных в кожаные обтягивающие комбинезоны и шлемы. Для полноты картины не хватало разве что изображений свастики.
Декорации и костюмы оживили чрезвычайно статичный и скучный спектакль. По выражению одного из известных дирижеров, Марка Горенштейна, «незаслуженно забытой музыки не бывает. Если забыто - значит, заслуженно». Опера «Набукко», явно сильно уступающая заслуженно популярным сочинениям Верди, может быть спасена на сцене только экстраординарным вокалом. Который, увы, не в состоянии обеспечить ГАБТ; поэтому постановка оказалась малоинтересной. А к неидеальным вокалистам прибавляется еще и на удивление слабый в этой постановке хор. К тому же главные участники спектакля – певцы и хор – как всегда, малоподвижны.
Еще недавно радовавший в премьере «Онегина» оркестр в «Набукко» совсем разочаровал слушателя. В оркестровых группах все разладилось еще в увертюре, когда духовые разминулись со струнными на целых полтакта.
Публика оказала премьере крайне неровный прием. Сидящие в правой части зала зрители были более сдержанны, в то время как левая часть (особенно группа, локализованная в средних рядах партера и первых ярусах) неистовствовала, не скупясь на одобрительные возгласы и аплодисменты. Наиболее щедро публика приветствовала выступления Людмилы Магомедовой. Наблюдая это, правая сторона в итоге засомневалась в искренности левой.
Татьяна Давыдова, InterMedia