КОНФЛИКТ СВЕТЛАНОВА И МИНКУЛЬТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Письмо дирижера Евгения Светланова опубликовано в газете «Известия» 16 января. В нем бывший руководитель ГАСО продолжает обсуждение разразившегося полгода назад конфликта с оркестром и властью. Маэстро решил ныне "исчерпать все возможности урегулирования конфликта в высоких инстанциях - от министра до президента". В письме Евгений Светланов говорит о своем оркестре, о Большом театре, о России в целом. Но начал с приказа о своем увольнении, подписывая который, как пишет дирижер, «министр культуры прекрасно понимал, что тем самым лишает меня не только работы с Госоркестром, но фактически работы как дирижера в России. Незадолго до этого в личной беседе Михаил Ефимович сказал мне: "Не удивляйтесь, если все московские оркестры откажутся выступать с вами. Знаете ли, у оркестровых музыкантов есть своя особая солидарность..." Я глубоко убежден, что, прежде чем подписать приказ о моем увольнении (кстати, до сих пор Министерство культуры не сочло необходимым познакомить меня с этим документом), г-н министр наверняка проконсультировался с кем-то "наверху" и получил пресловутое "добро". Сам Швыдкой никогда не взял бы на себя смелость издать такой приказ по причине крайней осторожности.
Любители музыки в России не могут понять сложившейся ситуации. Некоторые говорят, что я "обиделся на Россию". Но обидеться на Россию невозможно, так же, как понять ее умом. А на тех, кто стоит у власти в России сегодня, обижаться бесполезно. Я по наивности думал, что первый оркестр страны - национальное достояние, поэтому боролся до последнего не за себя, а за сохранение Госоркестра, в котором завелась скверна».
Светланов утверждает, что ему не были созданы обещанные властью условия для творческой работы в России, и обвиняет во лжи министра культуры Михаила Швыдкого. «Никакого письма из Министерства культуры о сотрудничестве я не получал. Это чистейшая ложь вполне в духе нынешнего министра», – пишет Светланов. Вслед за Ириной Архиповой он называет свое увольнение "государственным преступлением" и благодарит всех, оказавших ему поддержку в дни «баталий».
Светланов сетует на отказ ГАБТа в новой постановке "Чио-Чио-Сан" Джакомо Пуччини и сообщает о приглашении поставить эту оперу во Франции. Комментируя смену власти в Большом, дирижер пишет, что «уже давно в Большом театре неблагополучно, многие проблемы требуют безотлагательного решения. Необходима помощь государства и всех, кому небезразлична судьба главного театра страны. В противном случае даже появление за пультом блистательного Геннадия Рождественского вряд ли "вытянет" театр».
Михаил Швыдкой не замедлил с ответом и опубликовал в «Известиях» комментарий к письму Евгения Светланова. Министр приводит свое июньское обращение к дирижеру и продолжает тему, обещая «сделать все зависящее для организации концертных выступлений и оперных постановок в России. Федеральные симфонические оркестры (в том числе, естественно, и ГАСО), хоровые коллективы, оперные театры страны в любое удобное время готовы к переговорам о творческом сотрудничестве на ближайшую и долгосрочную перспективу. Со своей стороны Минкультуры России примет на себя, при необходимости, организационную и финансовую заботу по реализации этих совместных творческих проектов».
Швыдкой также упрекает Светланова в нечестности, говоря, что тот «вводит в заблуждение общественность». Он приводит факт, когда маэстро, сославшись на тяжелую болезнь, отказался от встречи с министром, но отправился в Стокгольм, где в одном из лучших концертных залов Швеции исполнил знаменитые "Колокола" Сергея Рахманинова, о чем и было сообщено в СМИ. «К сожалению, даже самые великие мастера и сегодня пытаются соединить несоединимое, – пишет Швыдкой. – С одной стороны, они живут по законам рынка, за границей получают крупные гонорары и т.д. Но одновременно в них живет синдром советского начальника, глубоко убежденного, что государственные премии и награды позволяют им руководить и приказывать по законам административной системы. Любое упоминание о правовом поле и юридических нормах вызывает у них чувство крайнего раздражения. Но министр не вправе обижаться на художника».

Последние новости