НЕ ПЕРЕВЕЛИСЬ ЕЩЕ НА РУСИ ДУХОВИКИ ДА УДАРНИКИ
Перед началом концерта выступил ректор Санкт-Петербургской консерватории Владислав Чернушенко, выполнявший на конкурсе функцию председателя жюри. Он сказал, что «долгое время не удавалось совместить ни одно крупное музыкальное соревнование с великим именем Римского-Корсакова, и отрадно, что теперь все конкурсы духовых и ударных инструментов будут проходить под сенью этого имени». Устроителей не смущает тот факт, что значительных опусов для духовых или ударных композитор, увы, не оставил. Далее г-н Чернушенко заявил, что прошедший конкурс в очередной раз подтвердил: отечественная исполнительская школа не иссякла! В отношении фортепианной или струнной школы этот факт не оспаривается, но в отношении духовиков и ударников к представителям России якобы относятся предвзято. И совершенно напрасно. Председатель жюри с гордостью заявил, что наши исполнительские позиции очень прочны и наши духовики в художественном смысле (не говоря о ремесленной, технической стороне дела) гораздо совершеннее западных.
Концерт подтвердил сказанное высоким уровнем исполнения музыки - от концерта В.А.Моцарта до блюза Глентворда. Прозвучали известные сочинения, такие, как Концерт для валторны с оркестром Рейнгольда Глиэра в исполнении воспитанника Мерзляковского училища Алексея Раева или Концерт для кларнета с оркестром Карла Марии фон Вебера в исполении Ивана Столбова из Петербурга. Исполнялись также и редкозвучащие сочинения – Концерт для саксофона с оркестром Александра Глазунова (солист – Александр Смирнов, Москва), Концерт для трубы с оркестром Александра Гедике (солист – Евгений Ляттэ, Минск), Концерт для кларнета с оркестром Бориса Чайковского (солист – Михаил Безносов, Москва) и др.
Тубист Павел Умяров (к тому же еще и солист оркестра Владимира Понькина) представил на суд слушателей собственную транскрипцию знаменитого «Венецианского карнавала» Арбана - одной из виртуознейших пьес для трубы. Исполнение этой вещицы было превращено музыкантом и дирижером в своеобразное шоу-аттракцион (тубист даже «помогал» дирижеру в безуспешной попытке «сдвинуть» засыпавший оркестр) с прогулками по сцене, заглядываниями дирижера в раструб и иными телодвижениями обоих. В результате Умяров сорвал овации. Повышенным интересом был встречен исполнитель на ударных – маримбе и вибрафоне – Дмитрий Клеменок из Санкт-Петербурга. Общее впечатление от игры молодых талантов не удалось испортить даже на редкость фальшивому и сонному оркестру.
Татьяна Давыдова, InterMedia