«ДАУН ХАУС» В РЕАКЦИИ С «ИДИОТОМ»
Смысл названия, по замыслу создателей, выражает не только характеристику главного героя «даун» - идиот, «хаус» - стиль музыки, который он постоянно слушает («популярная музыка конца прошлого века»), но и тот мир в который попадает Мышкин. Именно название можно считать той точкой отсчета, которая превратилась в крест, стоящий на попытке «нового прочтения» русской классики. Привнесенный из Достоевского сюжет - оказался лишь формой, оболочкой для эпатажного фрик-шоу, жанра, который начисто лишает смысла все разговоры об «экранизации», «римейке»…
«Оригинальность» актерского решения картины состоит в методичном, а потому довольно монотонном чтении «текста», реплик, шуток. Бондарчук – читает без эмоций; Охлобыстин - устало шутит написанные им самим шутки; Букловская – невнятна и безлика, Баширов (Фердыщенко) – одержимо игрив в духе своей актерской карьеры; народного артиста Литовской ССР Будрайтиса – жалко. Операторская работа вторит строю ленты одинаковой крупности планами «говорящих голов», цветовой нерешенностью, рутинностью композиций. Только саундтрек (в котором присутствуют Грув, «Нож для фрау Мюллер», Найк Борзов и т.д.) способен вызвать определенные эмоции, да и то лишь в отрыве от самого видеоряда, неспособного распасться даже на клипы.
«Даун Хаус» - пример того, как классический литературный материал, вступая в реакцию с попыткой циничного и кинематографически слабого прочтения, разъедает последнее, не давая никакого шанса выжить.
Кирилл Макаренков, InterMedia