«НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ» - «РУБЕЖ»
Новомодных «Снайперов» принято сравнивать с Земфирой. Что ж, извольте. Когда мне в руки попала демо-кассета с первым альбомом будущей главной певицы русского рока, я слушал ее месяц напролет. С «Рубежом» широко разрекламированных «Ночных снайперов» я ознакомился сразу после релиза, а потом недели две не мог себя заставить прослушать альбом еще раз. Вот и вся разница. Есть еще отличие. Когда Земфиру, уже в статусе суперзвезды, превратили в некую торговую марку, она взбрыкнула, закатила несколько скандалов и ушла со сцены на неопределенный срок. «Снайперы» же покорно потакают странным идеям выпускающей фирмы по поводу проведения рекламной кампании. Промоушн тупо скачет от названия ансамбля: в ход идут милитаристский боди-арт, журналистский выезд на военный полигон (к счастью, несостоявшийся), натянутые рассуждения на тему «Мы ведь снайперы» в каждом интервью Дианы и Светланы. Впечатление такое, что альбом собираются распространять исключительно в частях регулярной армии.
Итак, не Земфира. Но и сами по себе неплохи. Это выяснилось, когда врожденная лень была преодолена и альбом отслушан вдоль и поперек. Мировоззрение «Снайперов» - это философия эмансипированной учительницы, прочитавшей слишком много умных книг. Тут не до душевной тонкости. Они научились быть непримиримыми к недостаткам других, жестоко ироничными к встреченным мужчинам, уверенными в себе, несмотря на зарплату, и несгибаемыми в отстаивании своих взглядов. Это – суть, остальное – форма. «Ночные снайперы» заключили сердцевину своего мессиджа в скорлупу русского рок-н-ролла, бессмысленного и беспощадного. Вокальную недостаточность заменяет пение Дианы Арбениной на грани нервного срыва, ощущение безысходности подогревается еврейскими разливами скрипки Светланы Сургановой, а сквозь жесткость электрического звучания прорывается бардовская беззащитность.
Очень тревожный, болезненный, будоражащий, неровный альбом. Если провалы, то оглушительные: «Кошка московская» похожа на «Кошку» кинчевскую, «Кошек» агузаровских и прочих кошачьих; «Блины по-снайперски» и «Колыбельная по-снайперски», очевидно, пали жертвами своих военизированных названий; «Лето-пиво» откровенно копирует земфирин «Город». Если загадки, то неразрешимые: песня про 37-й год «Россия.37» - первая и, увы, неудачная попытка поговорить об истории языком рок-музыки; тексты Дианы от мужского лица – концепт или нехватка слов? Наконец, если хиты, то шедевральные: слушайте в 331-й раз «31-ю весну», а также «Парфюмерную», «Ты» и особенно «Рубеж».
Алексей Мажаев, InterMedia