«МАСКИ-ШОУ» КИРЫ МУРАТОВОЙ
Российская премьера фильма Киры Муратовой «Второстепенные люди» (Украина, «Одиссей», Одесская киностудия, 2000, в ролях - Наталья Бузько, Сергей Четвертаков, Жан Даниэль) состоялась на закрытии фестиваля имени Веры Холодной «Женщины кино» в «Доме Ханжонкова» 18 марта. В центре этого произведения - свойственный Муратовой абсурдизм. В кущах сюжета обыгрывается тема хармсовской «Старухи»: на руках героини - чемодан с трупом, от которого невозможно избавиться. Мешает все и вся: милиционеры, собаки, эксгибиционисты. Доктор (Сергей Четвертаков), непосредственно участвовавший в несчастном случае с летальным исходом, отказывается участвовать в дальнейших «прятках трупах». Единственным помощником Веры (Наталья Бузько) становится мальчик Миша, отлучившийся на минутку из сумасшедшего дома. Пародийно обыгрываются мотивы индийского кинематографа: в стрессовых ситуациях героиня начинает петь, а в начале фильма второстепенный персонаж - женщина, которой сообщили, что ее брат при смерти - для снятия шока исполняет зажигательный эротичный танец. Параллельно основной линии идет рассказ о бандите по кличке Жирный (Жан Даниэль). Он просит охранника - брата-близнеца убиенного - убить своего конкурента - Буля, которого Жирный не выносит с тех пор, как они вместе преподавали в школе. Тот был физкультурником («четыре часа отработал и свободен»), а Жирный практиковал в качестве учителя литературы (с графиком «урок-окно, урок-окно, урок-окно»). В тот момент, когда охранник, утомленный истерикой хозяина, соглашается стать убийцей, оказывается, что Буль уже «благополучно» скончался в багажнике машины Жирного. В это же время труп, оставленный в камере хранения, оживает. Что вызывает у главной героини новый прилив песен и плясок.
Актриса Наталья Бузько - участник проекта «Маски-шоу», примечательно, что и другие персонажи «Масок» сыграли в эпизоде «Второстепенных людей» - компанию преферансистов. Обычные для фильмов Муратовой рефрены: «А мне плевать, что вам неинтересно! - А мне неинтересно, что вам плевать! - А мне плевать, что вам плевать!» - в этом фильме обретают надсадно-истерические интонации. Реализма, который мог бы возродиться из маразматических картинок, сложиться, как мозаика, из разрозненных бессмысленных деталей - не получается. Во «Второстепенных людях» царит мир псевдонатурализма, отталкивающий и притягивающий одновременно. Детально вылепленный эксгибиционист, или фотограф, нежно и глубоко целующийся со своей обезьянкой - персонажи, первоначально способные вызвать нервный смешок. Но когда камера фиксирует эти виды еще и еще раз, задерживая зрительское внимание, то на смену смешку на горло наступает совсем иное ощущение.
Евгения Пляшкевич, InterMedia