«ОПАСНЫЕ СОСЕДИ» – «СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ»
Диск продолжает серию "Русский рок-н-ролл", затеянную компанией "Мистерия звука" в качестве своеобразного итога деятельности рок-музыкантов СССР в 80-х годах. Во всяком случае, такое создается впечатление. Ведь, если взять за труд задуматься, то в эти самые 80-е на территории Союза действовало огромное количество групп, достойных внимания, поминовения и сборника "зе бест" – одно только изучение энциклопедического труда известного музжурналиста "Рок в СССР" дает такую впечатляющую палитру, что рябит в глазах. И тот, кто берется за такое дело, как выпуск дисков этих самых групп, обязательно сталкивается с проблемой выбора. Чем, в конце концов, группа "Дети", например, хуже группы "Раббота Хо"? Или лучше? Критерии за давностью лет сместились (а то и вовсе исчезли), вместе с критериями ушли в никуда многие люди, составлявшие эти группы, посоветоваться практически не с кем, и приходится ориентироваться самостоятельно.
Когда выбор пал на "Рок-ателье", показалось, что прицел у издателей пристрелян, и теперь диски будут, как на подбор – удачные, представительные, интересные. Но вот возникают "Опасные соседи", и становится понятно, что до стопроцентных попаданий в черный круг на мишени еще далеко.
Сначала были вопросы старшим товарищам: а не знают ли они чего про...? А не слышали ли...? Старшие товарищи мутно рассматривали диск и неуверенно говорили, что, мол, слыхали про таких, а что за музыку играют – не помнят. Один, наконец, разродился воспоминанием о том, как лидер группы Глеб Малечкин заходил в квартиру по соседству покупать наркотики. На этом музыкальная информация закончилась. Буклет к общему запасу знаний об "Опасных соседях" добавил немногое – уж больно его тона показались превосходными. Бравурными даже. Ведь даже самый маленький и зеленый из рецензентов знает, что подобное ж-ж-ж – всегда неспроста.
И вот из колонок зазвучала музыка. Первая песня – полет нормальный. Вторая песня – полет все такой же. Нормальный. Потом пошли на снижение. И упали. Такая вот "Одиссея-2001". И дело здесь даже не в том, что музыка плохо записана (она записана НОРМАЛЬНО!!!), или что тексты плохие (они... сами догадались). Дело, очевидно, в том, что сей коллектив в свое время был нормальный такой середнячок, без которого музыкальная эпоха не существует, но который, при этом, с нею, эпохою, и заканчивается. И ворошить его белеющие во мраке перестроечных лет кости нет никакой нужды, потому что музыка, конечно, нормальная, но совершенно заурядная.
Как раз в этот момент закралось в рецензентскую голову такое подозрение, что группа "Дети" действительно ничем не хуже группы, например, "Раббота Хо", а группа "Опасные соседи" ничуть не лучше группы "Объект насмешек". Они все одинаковые. Своей эпохи дети. Которые, будучи вырванными из контекста, выглядят нелепо и скучно. Ведь, в конце концов, не каждая рок-н-ролльная группа выросла в "Зоопарк", и не каждый фолк-ансамбль стал "Калиновым мостом". Что поделаешь – пройдет лет десять, и из нынешнего внушительного числа групп тоже останется штук семь. А остальных забудут – и слава богу. Если только кто-нибудь в приступе ностальгии не зарядит серию "Русский рокапопс".
Владимир Боровой