«НАРКОТИКИ, ПУЛИ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО» СТИВЕНА СОДЕРБЕРГА
Желтая Мексика и разноцветный мир Северной Америки - четкое разделение оказывается условным. Мексика - это не «скопище грязных латиносов», приучивших благополучных штатовских отпрысков к «дешевому кайфу». А благопристойность Амерички терпит крах в новой картине Содерберга. Мало того, что четверть подростков являются потребителями наркотиков, - оказывается, этот факт имеет и логическое объяснение: тинейджеру проще купить дурь, нежели алкоголь. Сюжет масштабного полотна дробится на несколько слоев, которые укладываются друг в друга, как китайские шкатулки. Основная линия: Роберт Уэйкфилд (Майкл Дуглас) - главный судья штата Огайо - возглавляет департамент по борьбе с наркотиками. Благородное стремление спасти мир оборачивается против героя - Кэролайн, обделенная родительским вниманием дочь-школьница, становится наркоманкой. Да и ее мать - жена Роберта - признается, что в таком же юном возрасте перепробовала все виды наркотиков. Отсюда мораль: в чужом глазу соринка, а у тебя - бревно.
Линия вторая: мексиканский полицейский Хавьер Родригес (Беницио Дель Торо) работает под руководством генерала Салазара (Томас Милиан), занимающего в Мексике пост аналогичный должности Уэйкфилда. Но оказывается, что Салазар, преследуя один из мексиканских наркокланов, всего лишь на всего работает на конкурирующий картель. Хавьер сдает коррумпированного генерала американским спецслужбам, но чтобы совершить этот шаг, ему приходится предать своего напарника. Мораль: даже бойцы с наркомафией льют воду на мельницы наркоторговцев.
Линия третья: Монтель Гордон (Дон Чидал), Рэй Кастро (Луи Гузман) - агенты по борьбе с наркотиками, работающие на правительство США. Парочка - негр и пуэрториканец - страстно жаждут разоблачать, щупать и хватать Белых Особ, погрязших в наркогрехах, но опять-таки благородные намерения терпят крах, все усилия оказываются бессмысленными. Рэй погибает от взрыва бомбы, подложенной свидетелю обвинения Эдуардо Руизу, сам свидетель во время взрыва остается жив, но потом все же гибнет, отравленный мексиканской мафией. Наркобарон, против которого должен был свидетельствовать Эдуардо, оказывается на свободе и вновь возвращается к своему «грязному бизнесу». Эта линия рифмуется с историей «соломенной вдовы» Карлоса - Хелен (Кэтрин Зета-Джонс). Добропорядочная американская леди, член попечительского совета школы, в которой учится ее сын, женщина, радостно ожидающая второго ребенка, превращается в циничную хищницу после ареста своего супруга. Срабатывает закон джунглей - каждый сам за себя и за безопасность своих детей. Хелен идет не просто на компромисс с наркомафией, но сама диктует им условия и принимает пост наркобаронши. Мораль такова: морали нет.
Общее резюме: мир погряз в наркотиках - этот яд уже не достояние «черных кварталов». Благополучные молодые люди из обеспеченных семей, вдыхая через долларовую бумажку кокаин, разгадывают кроссворд - оказывается, разрушенный наркотиками мозг знает не только «отца греческой трагедии», но даже способен идентифицировать его главную трилогию. Как объясняет друг Кэролайн ее отцу, афроамериканцы становятся наркодилерами только потому, что на отраву есть спрос со стороны белого населения.
Развязка фильма разочаровывает своей пафосностью - герой Майкла Дугласа уходит с поста главного борца с наркотиками, объявив на сорванной пресс-конференции о том, что «борясь с наркотиками, мы боремся с нашими близкими, а я не хочу воевать со своей семьей». Помимо финала, в фильме настораживает тот факт, что как только американские фильммейкеры соберутся сделать серьезное кино, а не просто голливудский ширпотреб, так сразу не укладываются в стандартный хронометраж. 147 минут - длинноватый наркотрафик получился.
Евгения Пляшкевич, InterMedia