РЕКВИЕМ ПО НАРКОТЕ
Врачи-психиатры уже давно считают, что мы живем в наркотической культуре. По их мнению, все люди - дети, которых родители закармливают таблетками, пенсионеры, сутками просиживающие перед телевизором, - латентные наркоманы. Жертвами этой субкультуры и становятся герои «Реквиема» - молодая пара и пожилая мать главного героя, что претендует на некоторую оригинальность. На престарелую Сару Гольдфарб неожиданно обрушивается большая радость. Причем так быстро, что она не успевает отойти в сторону. Ей, патологически привязанной к телевизору, предлагают принять участие в одном из телешоу. Счастье немного омрачено тем, что Сара не может влезть в свое старое красное платье. В отчаянии она обращается к врачу, который прописывает ей не что иное, как экстази. Поначалу наркотик дает желаемый результат - в старушке просыпается энергия молодости, она начинает худеть и наконец-то оказывается в центре внимания местного общества пенсионерок. Но наркотическая эйфория не может длиться долго. На смену безудержной радости приходят паранойя и «глюки».
Параллельно развивается другая сюжетная линия, в центре которой сын Сары - Гарри Гольдфарб. Со своей подружкой Мэрион он нападает на «золотую жилу» - становится драг-дилером. Не в силах устоять перед соблазном, Гарри сам пробует свой товар и очень скоро вместе с Мэрион «втягивается». Какими бы благими ни были намерения героев - заработать ли денег на «новую жизнь», поучаствовать ли в шоу, - трагичный финал неизбежен для всех. Истинная "ценность" наркотической " культуры открывается тогда, когда человек уже не имеет сил вырваться из той бездны, в которую он так уверенно и быстро погружался. Сара заканчивает свои дни в психушке, Гарри - смертельно больным в тюрьме, а Мэрион - на панели. Наркотики из средства достижения стали самой целью.
При работе над «наркотическими» картинами опасность состоит в том, чтобы не напороться на главный «айсберг» этой темы - не удариться в простую дидактичность и не превратить свой фильм в наглядное пособие. Даррен Аронофски этого избежать не сумел. При всей красоте картинки и безукоризненности звукового ряда лента оказалась пустым и ни к чему не ведущим рассуждением на тему «О вреде наркотиков». Картина Даренна не обладает ни одним из достоинств недавних «нарко-хитов». В нем нет ни новаторства «На игле» (Trainspotting, 1996, режиссер - Дэнни Бойл), ни ироничности фильма «В отрыв!» (Human Traffic, 1999, режиссер - Джастин Кэрриган), ни напряженности «Траффика» (The Traffic, 2000, режиссер - Стивен Содерберг). В изобилии присутствуют лишь технические способы передачи состояния наркотического опьянения и различных других состояний героев.
В своем произведении режиссер также использовал уже опробованные им же в «Пи» (Pi, 1998) приемы. Это и Большая Отвратительная Болячка - аллегория кризиса психического и физического здоровья главного героя, и модель съемки процесса приема наркотиков - «флакон - ладонь - рот». Как Аронофски ни старался, ничего особенного, кроме, пожалуй самого длинного музыкального клипа (на музыку струнного квартета Kronos), он создать не смог.
Юрий Холодный, InterMedia