КАК ХОРОШО, КОГДА 12 ЛЕТ
Совсем непросто быть 12-летним мальчиком. Наступает время полового созревания и приходит осознание собственной принадлежности к мужскому полу. Приходится соответствовать. Тем более, если этот мальчик живет в провинциальном шахтерском городке на севере Британии. Тем более, если отец и брат участвуют в забастовке шахтеров (забастовка 1982 года - самая серьезная и крупная в британской истории) и возлагают на тебя большие надежды. И совсем сложно, когда становится ясно, что вместо бокса привлекает совсем немужское занятие - бальные танцы. Никто не может понять этой необычной склонности. Кроме преподавательницы танцев миссис Уилкинсон (Джули Уолтерс), для которой по-настоящему одаренный Билли Эллиот - тот самый 12-летний мальчик - станет единственной надеждой проявить себя в качестве балетмейстера. И друга-ровесника с легкой склонностью к гомосексуализму (разве без этой темы фильм может обойтись!). Неизбежны и столкновения главного героя со сверстниками, и террор в собственной семье. Но любовь к танцам поможет Билли выдержать все испытания и дождаться непременного хэппи-энда. В финале он, с немалым трудом заручившись, наконец, поддержкой отца (которого даже немного жаль, когда он, чтобы собрать денег на учебу сына, снова идет работать в шахту и продает драгоценности погибшей жены), поступает в Королевскую балетную школу.
При всей простоте этой картины, смотреть ее - одно удовольствие. Социальный конфликт шахтеров с правительством и сопутствующие ему стачки, митинги и столкновения с полицией умудряются не вылезать на передний план, а показываются глазами ребенка, привычным фоном жизни. Нельзя не заметить также некоторую иронию авторов во всем, что касается шахтерской забастовки. Благодаря мастерству оператора город, в котором происходит действие, действительно становится настолько тесным, скучным и пустынным, что из него хочется вырваться вместе с Билли Эллиотом. Обаяние Джейми Белла - актера, исполняющего роль Билли, - и его партнеров по фильму легкой волной проходит по залу, вызывая сочувствие к героям картины и даже заставляя по-настоящему сопереживать им. Впрочем, не дольше финальных титров.
Юрий Холодный, InterMedia