ВОЕННОЕ РЕТРО ГАРИКА СУКАЧЕВА

Пресс-показ фильма «Праздник» (Студия "38-42" и к/с им. Горького, Россия, 2001, 90 мин., режиссер - Игорь Сукачев, в ролях - Маша Оамер, Александр Балуев, Ксения Качалина, Саша Королев, Сергей Баталов, Ольга Блок-Миримская, Михаил Ефремов, Николай Пастухов, оператор-постановщик - Алексей Сеченов, авторы сценария - Игорь Сукачев и Иван Охлобыстин, композитор - Петр Тодоровский) состоялся в кинотеатре «Ролан» 17 апреля.
Довоенная жизнь приграничной деревеньки рисуется авторами как сплошной праздник. А сама деревенька - райский уголок. Времена, когда мужчины были как дети, а дети были подобны ангелам. Праздник - это день рождения пятилетней Настеньки (Маша Оамер), случившийся аккурат 22 июня 1941 г. Проще говоря, «Завтра была война». Но о беде никто и не догадывается. Герои живут простой жизнью - с мелкими печалями и тихими радостями. Черно-белая тонированная пленка запечатлевает летний день, который медленно, но неуклонно - под музыку Петра Тодоровского и заводную кадриль местного гармониста - клонится к вечеру. А завтра в деревню уже войдут немецкие войска, и жизнь оборвется в буквальном смысле. Рубежом между миром и войной послужит музыкальная композиция в исполнении Сукачева - автора и еще раз автора всего произведения (сценарист, режиссер, актер, продюсер и музыкальный продюсер).
Во втором дне самой страшной войны не будет привычных по советскому кинематографу клише: плача и расставаний, детских криков: «Папочка, не уходи!» Все будет по-настоящему страшно и нелепо - главных героев расстреляет их бывший одноклассник, который уже где-то по дороге успел примкнуть к фашистам. А лето продолжается, река течет и ветер дует. В общем, «тот же лес, тот же воздух и та же вода...».
«Праздник», чья премьера будет приурочена к Дню Победы, сделан словно вопреки принципам школы «военного кинематографа» - весь пафос и патриотизм сквозь ретро-дымку кажется уж слишком наивным и условным. Разговоры 22 июня о сложной международной обстановке («в Африке неспокойно») и финальная фраза в постели («пусть так будет всегда») не играют - наивный стеб слезу не вышибает. Если в советских фильмах мало правды о довоенной жизни, то в «Празднике» не хватает даже правдоподобия. Все слишком тепло и сладко, будто жизнь - это не драма, а карамельный лубок.
Драма, нет, трагедия - кошмар, ужас, саспенс - начинается лишь во второй части фильма, когда приходят немецко-фашистские захватчики. Примечательно, что режиссер решил исполнить в своем полотне эпизодическую роль. Можно вспомнить того же Рязанова, или Никиту Сергеевича да на белом коне. Режиссер Сукачев нашел себе место в актерском составе «Праздника» - он въезжает в деревеньку в роли фашиста, верхом на танке. Что это? Очередной стеб? Или непонятая концептуальность?
Премьера «Праздника» и концерт фронтовых песен в исполнении Гарика Сукачева, Петра Тодоровского и группы «Неприкасаемые» состоится в ГЦКЗ России 8 и 9 мая.
Справки и аккредитация по тел.: 748-4848 (Алексей Котельников).
Евгения Пляшкевич, InterMedia

Последние новости