СБОРНИК «АДИС АБЕБА. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СКА»
Жаль, что выпускающая компания не смогла написать название диска без ошибок. Столица Эфиопии, благословенной родины Джа, пишется следующим образом: Аддис-Абеба.
Лейбл «Дети солнца» основал продюсер белорусской группы «Ляпис Трубецкой» Евгений Колмыков. Таким образом, метания Сергея Михалка по стилистическим сегментам обрели логическую завершенность. Сначала песни «Ляписа Трубецкого» почему-то причислили к русскому року: взяли на радио, пригласили на какие надо фестивали. Потом просекли, что жлобские интонации – это не постмодернистский прикол, а образ жизни. «Мы простые белорусские пацаны», - канючил Сергей Михалок с неподражаемым акцентом в интервью, и хотелось своими руками вписать его группу на афишу блатного концерта «Звездная пурга». Потом «Ляписов» стали включать в попсовые сборники. Там они тоже были вроде бы кстати, да не совсем. Впрочем, я не уверен, что и слово «ска» верно характеризует музыкальный стиль «Ляписа Трубецкого». Тем не менее коллектив нынче впереди на лихом коне возглавляет виртуальное движение «Детей солнца», сам выпускает сборники «солнечной музыки», сам соответственно решает, кого туда включать.
В «Адис Абебу» вошли большей частью произведения культовых персонажей – Карла Хламкина, «Джа Дивижн», «Дрынк», «Амударьи» и проч. Эти музыканты прекрасно чувствуют себя в клубах, у них есть скромный по численности, но устоявшийся состав поклонников, есть хиты, которые знают только посвященные, то есть те самые посетители клубных концертов. Акция «Ляписа Трубецкого» по изданию их треков большим тиражом на компакт-диске представляется просветительской, но бесполезной. Из представленных музыкантов массового признания достоин только рижанин Игорь Фоменко – тот самый Карл Хламкин, чей хит «Танцевали до утра» на какое-то время намертво прилепился к рецензенту. Остальным вряд ли пойдет на пользу смена клубной обстановки. Если же целью сборника было показать широту распространения теплой южной музыки в средних широтах, то и здесь «Дети солнца» мало кого удивили. Можно сходу назвать три коллектива, которые достигли всероссийской популярности, играя нечто похожее, - «Запрещенные барабанщики», «Ленинград», «Манго-Манго».
Их песен на сборнике «Адис Абеба» нет. Понятно, что «Ляписы» сами формируют трек-лист и конкурентов не потерпят (на фоне «Барабанщиков» михалковские страдания, скорее всего, выглядели бы жалко). Зато минчане получили возможность издавать свои произведения, которые ни одна здравомыслящая фирма в свет бы не выпустила. Сборник завершается радиоспектаклем «Тайна озера Чад» театра «Бамбуки», основанного «Ляписом Трубецким». Благодаря этому треку я наконец нашел верный термин для определения музыкального стиля этой группы: самодеятельность. В плохом смысле этого слова.
Алексей Мажаев, InterMedia