"БУДУЩЕЕ В ПРОШЛОМ" НА ВЫСТАВКЕ "ТILL MOSKVA"
Хелена Бюдстрем представила инсталляцию в виде ожившей картины: на большой проекции изображен солнечный летний день, буйство зелени под ветром и белые стволы берез на берегу озера. Посреди этого великолепия, прислонившись к раздвоенной березе, стоит сама художница и ожесточенно мотает головой. Что она отрицает, сказать трудно. Может быть, красоту окружающего пейзажа, или саму себя, или свои воспоминания об этом месте. По словам Хелен, она снимала этот кадр у себя на даче, где с детских лет проводила каждое лето. От инсталляции остается впечатление праздника и одновременно мучительного незаконченного поиска.
Работы Оссы Липки Фальк посвящены теме электричества. Художница призналась, что боится всего электрического и поэтому работает с этой темой. На двух мониторах одновременно показаны фрагменты двух электростанций. На одном - непрекращающийся поток воды, повернутый вспять - такой художница увидела гидроэлектростанцию, которую строил ее дед. На другом - медленные панорамы и неподвижные фрагменты тепловой станции, старой, но все еще работающей. Мирные картины сопровождает мрачный звуковой фон шум работы электростанций - нестерпимое жужжание и механический скрежет, который звучит как предупреждение.
Нильс Классон назвал свой 50-минутный фильм «Если бы я был шведом». Видеопроект построен на шведских семейных киноархивах 50-х 60-х годов. Фильм состоит из шести экранных стихотворений, каждое из которых имеет свое название: «Рождество», «Автомобиль», «Младенец», «Дом», «Сад», «Мальчики и девочки». Любительская киносъемка мастерски смонтирована в один непрерывный жизненный поток, охватывающий все фазы жизни шведского семьянина 50-х годов - от младенчества до старости. Зритель погружается в такой настоящий и такой неповторимый мир семейных наблюдений, с тысячью милых деталей и узнаваемых микрособытий, безусловно понятных каждому и вызывающих ассоциации со своей собственной историей. Из-за дороговизны пленки люди снимали только те моменты своей жизни, которые казались им по-настоящему значительными или красивыми. Поэтому большинство кадров проникнуты солнечным светом, улыбками, атмосферой праздника, и практически невозможно встретить сцены будничной жизни с ее проблемами и неприятностями. Этот фильм - часть большого проекта «Фильмы Памяти», который осенью Нильс Классон собирается продолжить в России работой «Если бы я был русским», основанной на киноархивах русских семей.
Выставка «Till Moskva» продлится две недели.