«МЕДИА-ФОРУМ» ОТКРЫЛИ ГОДАР, ГРИНУЭЙ И МАРКЕР
Работа Питера Гринуэя «В комнатах: 26 ванн» (1986, Великобритания) построена по принципу азбуки: 26 букв латинского алфавита подсказывают название для 26 эпизодов. В каждом из них - игра с одним из понятий, связанных с мытьем в ванной. Камерный, лаконичный кадр, теплый свет, забавные позы героев создают ощущение максимальной причастности зрителя к происходящему на экране. В результате получился добрый, полный иронии рассказ об очень интимном взаимоотношении человека с окружающим его личным пространством, о небольших, но таких важных радостях, которые люди создают себе сами.
Фильм Жана Люка Годара «История кинематографа. Часть первая» (1982, Франция) - это личный дневник кинорежиссера о процессе написания сценария фильма. Стук печатной машинки создает своеобразный ритм повествования. В напряженном монтаже чередуются кадры самого режиссера за машинкой, очень короткие отрывки из классических лент, несколько секунд живого видео. Опираясь на историю кино, режиссер воссоздает процесс поиска деталей будущего фильма. Возникает новая экранная форма - не фильм, а рассказ о самом процессе рождения фильма, о той заповедной зоне, которая лежит между идеей и ее воплощением.
Работа Криса Маркера "Поворот" (1990, Франция) построена на материале, полностью переснятом с экрана телевизора. Хроника публичной казни Николае Чаушеску перемежается отрывками из рекламных роликов. Режиссер анализирует поток информации, воспринимаемой обычным зрителем у телевизора, где трагические новости соседствуют с мыльными операми, а кровь и убийства - с рекламой стирального порошка. Страшен Чаушеску на экране, но не менее страшна смонтированная встык улыбающаяся рекламная дива. Этот фильм помогает зрителю на несколько минут выйти из привычного потока, осмыслить происходящее, разобраться в этой экранной каше, отделить действительно значимое от ненужного.
Майя Данилевская, InterMedia