«МЕДИА-ФОРУМ» ОТКРЫЛИ ГОДАР, ГРИНУЭЙ И МАРКЕР

Медиа-форум - фестиваль новых форм экранного искусства - открылся в Белом зале Союза кинематографистов 23 июня. Открыл церемонию Кирилл Разлогов, директор программ ХХIII ММКФ. Он задал доброжелательный, почти домашний тон всему мероприятию. Ольга Шишко, куратор Медиа-форума, поблагодарила от лица организаторов всех, кто помог его провести, и особенно галереи и фестивали, предоставившие свои уникальные коллекции для презентационной программы. «Несмотря на то, что мы занимаемся экспериментальным и новаторским направлением искусства, оно тоже имеет свою историю. И старые работы надо помнить», - отметил Вуди Васюлка, пионер электронного искусства, создатель крупнейшего в мире медиа-архива Vasulkas. По его мнению, очень важно, что видеоискусство создает свою собственную среду, что проводятся фестивали и конференции, но нельзя замыкаться в этой среде, это не способствует выживанию направления. Видеопрограмму открытия Медиа-форума представил Этьен Сандран - куратор видеоколлекции Национального музея современного искусства Центра Жоржа Помпиду. Три фильма мэтров мирового кинематографа, вошедшие в программу показа «Видео кинорежиссеров», являются классикой видео-арта и отражают историю поиска форм этого жанра.
Работа Питера Гринуэя «В комнатах: 26 ванн» (1986, Великобритания) построена по принципу азбуки: 26 букв латинского алфавита подсказывают название для 26 эпизодов. В каждом из них - игра с одним из понятий, связанных с мытьем в ванной. Камерный, лаконичный кадр, теплый свет, забавные позы героев создают ощущение максимальной причастности зрителя к происходящему на экране. В результате получился добрый, полный иронии рассказ об очень интимном взаимоотношении человека с окружающим его личным пространством, о небольших, но таких важных радостях, которые люди создают себе сами.
Фильм Жана Люка Годара «История кинематографа. Часть первая» (1982, Франция) - это личный дневник кинорежиссера о процессе написания сценария фильма. Стук печатной машинки создает своеобразный ритм повествования. В напряженном монтаже чередуются кадры самого режиссера за машинкой, очень короткие отрывки из классических лент, несколько секунд живого видео. Опираясь на историю кино, режиссер воссоздает процесс поиска деталей будущего фильма. Возникает новая экранная форма - не фильм, а рассказ о самом процессе рождения фильма, о той заповедной зоне, которая лежит между идеей и ее воплощением.
Работа Криса Маркера "Поворот" (1990, Франция) построена на материале, полностью переснятом с экрана телевизора. Хроника публичной казни Николае Чаушеску перемежается отрывками из рекламных роликов. Режиссер анализирует поток информации, воспринимаемой обычным зрителем у телевизора, где трагические новости соседствуют с мыльными операми, а кровь и убийства - с рекламой стирального порошка. Страшен Чаушеску на экране, но не менее страшна смонтированная встык улыбающаяся рекламная дива. Этот фильм помогает зрителю на несколько минут выйти из привычного потока, осмыслить происходящее, разобраться в этой экранной каше, отделить действительно значимое от ненужного.
Майя Данилевская, InterMedia

Последние новости