В ИРАНЕ ЛЮБЯТ КИНО КАК НИГДЕ, А СОКУРОВ ОПЯТЬ НАПУСТИЛ ТУМАНУ
«Салям, синема» (Salaam cinema, Иран, 1995, 75 мин., режиссер – Мохсен Махмальбаф, в ролях - Шагхайен Джодат, Фейзола Гашгхаи, Мариам Махмальбаф, М.Х.Мохттариан). Эта художественно-документальная лента, снятая в год столетнего юбилея кинематографа и получившая 22 премии международных фестивалей, – чистой воды режиссерская провокация. Режиссер дал объявление в газету о наборе сотни непрофессиональных актеров, а на пробы пришло около пяти тысяч человек. В самом начале режиссер, прильнув к камере, проезжает на крыше машины сквозь шумно приветствующий его строй черноволосых, черноглазых соотечественников и смуглых женщин в традиционной одежде. Оператору удалось заснять начавшуюся давку, вызванную нехваткой анкет, толпу, своим напором выносящую ворота во внутренний дворик студии, женские крики и обмороки. Основная мысль картины: и все это ради кино! Вот как надо любить кино! Сам режиссер уверен в своей правоте, он принимает присягу на верность кинематографу, отбирая «годных к строевой службе» актеров. Каждый должен спеть перед камерой, заплакать за десять секунд, потом рассмеяться, а также рассказать о своей любви к кинематографу и желании сняться в нем. Слегка унижая людей, пришедших на пробы, говоря с ними жестко, нажимая на болевые точки, режиссер добивается нужного ему художественного эффекта.
Следующий фильм показа - «Нежно» (Dolce, Россия, 2000, 61 мин., режиссер – Александр Сокуров) - представляет собой документальное повествование об известном японском писателе Тосио Симао, умершем в 1986 году. Фильм снят на видео, а между тем оператор добился интересного колористического эффекта: вертикальный кадр, как бы развернутый папирус или рисовая бумага, обрамлен с двух сторон узкими черными полосками и похож на лаконичные японские гравюры. Сокуров, как всегда, экспериментирует с изображением - кадры с двойной экспозицией, любимый им в последнее время клубящийся туман ползет по экрану, тревожа зрителя. Картина состоит из двух частей: первая – история семьи писателя, переданная через закадровый текст и демонстрацию старых фотографий из альбома, вторая – «исповедь» пожилой вдовы писателя Михо Симао.
В картине «Море, которое мыслит» (Zee die denkt, de, Нидерланды, 2000, 100 мин., режиссер – Герт де Грааф) много внимания уделено модным экспериментам с изображением. Весь фильм – словно гимнастика для глаз, оптические картины, волшебное уэллсовское яйцо, в которое заглядывает любопытствующий зритель. С первого до последнего момента зрителя преследует назойливый закадровый текст. Это рассуждения о том, кто ты (зритель, автор, человек) и откуда можешь знать, что ты – это ты, а не он, и что включает в себя понятие «Я».
То, что объединяет все три документальных фильма программы, – это поиски новых возможностей изображения, доминирование кинопроцесса над человеком и вера в мессианство кинематографа.