ОБЗОР ФИЛЬМОВ - УЧАСТНИКОВ КОНКУРСНОЙ ПРОГРАММЫ XXIII ММКФ
"Благоразумие" (Shantam/Calmness, Индия, 2000, 95 мин., режиссер - Джайярадж, в ролях - Сима Бисвас, Лалита Бхаратан, Раму Бхаси) открывает российскому зрителю совершенно новую сторону кинематографа Индии. Эта картина, снятая в индийском штате Кэрале, разительно отличается от остальной коммерческой кинопродукции этой страны. В центре драматического, гуманистического сюжета - два друга, которые втянулись в противоборствующие политические группировки. Во имя неясных идеалов, под воздействием речей своего лидера один из товарищей убивает другого. После момента жестокого, кровавого убийства главными героями фильма становятся матери обоих мужчин. Отправившись в два разных храма на берегу реки, каждая из них в беседах с брахманами и священниками о Жизни и Смерти понимает, что обрести покой среди страдания она сможет, лишь если простит другую, и они вместе своей мольбой о спокойствии остановят брата убитого юноши, страстно желающего мести.
"Прелесть моя" (Mi Dulce, Испания-Италия, 2000, режиссер - Хесус Мора, в ролях - Аитана Санчес, Брабара Гоэнага, Сантьяго Рамос). Испанский фильм, где кипят страсти, достойные мексиканских сериалов. Главная героиня - 15-летняя Лаура - живет обычной жизнью каталонского подростка. Пока однажды не появляется ее мать, бросившая семью много лет назад. Мечтая наконец увидеться с мамой, Лаура решает бросить все и уехать к ней. Однако ее сестра, офицер полиции Анхела, до сих пор держит обиду на мать и, руководимая собственными психологическими комплексами и с маниакальной страстью желающая сохранить как бы "свою" как бы "семью", готова пойти на все, чтобы этому помешать. Например, избить друзей Лауры или даже застрелить ее.
«Подальше от окна» (Daleko od okna, Польша, 2000, 104 мин., режиссер - Ян Якуб Кольский, в ролях - Бартош Опаня, Каролина Грушка, Дорота Ландовская). Свою трагическую историю о польской семье, которая во время Второй мировой войны прятала в своем доме еврейскую девушку, авторы картины точно не знали как начать. Еврейка Регина, как и фашистские оккупанты, появляется словно бы ниоткуда. Сюжет развивается единственно возможным образом - постоянный страх быть обнаруженными, любовь Регины и Яна и их ребенок, которого пришлось выдать за дочь жены Яна. Потом вновь начались проблемы. Примерно 30 минут экранного времени сценарист и режиссер не знали, как закончить свой фильм. Перед глазами зрителя проходят несколько очень подходящих для хорошего финала моментов, но авторы не смогли остановиться ни на одном из них. В результате картина заканчивается самым неясным, мутным и словами не передаваемым образом.
«Давай сделаем это по-быстрому» (Quickie, Германия, 2001, режиссер - Сергей Бодров, в ролях - Владимир Машков, Дженнифер Джейсон Ли, Сергей Бодров-мл., Дин Стоквелл). Миллионер Олег, желая выйти «на пенсию», собирает в своем новом доме семью и друзей на празднование Нового года. Семейные раздоры, интриги - все как полагается в большой богатой семье. В разгар праздника Олег получает извещение о том, что некто желает его смерти. Наутро на месте былого веселья остаются лишь горы посуды да тараканы. Для решения этой проблемы вызывается девушка «из народа». Естественно, герой Владимира Машкова в нее влюбляется. И, естественно, оказывается, что «казачок-то засланный!». И само собой разумеется, заказчиками убийства были свои же ребята.
Самый ожидаемый зрителями фильм конкурсной программы удивляет предсказуемостью и легкой заторможенностью сюжета. Режиссер так сильно затягивает вступление, так долго подводит своего зрителя к завязке, что на кульминацию времени совсем не остается. Но это не страшно. Распределение ролей и сюжетная композиция финала становятся ясны на 15-й минуте картины.
«Реальный вымысел» (Real Fiction, Южная Корея, 2000, режиссер - Ким Ку Дук, в ролях - Чжу Цзин Мо, Ким Цзин А). Главным достоинством этого триллера можно считать метод его съемок и монтажа. Картина снималась на десять цифровых видео- и десять 35-мм камер, при этом работа заняла чуть больше 3 часов. Сюжет же особенно новаторским и оригинальным назвать никак нельзя. Затюканный молодой человек по имени «И» в один день встречается со своими вторыми «Я» - девушкой, которая снимает его на видеокамеру (Взгляд на себя со стороны) и парнем, который объясняет ему, что для решения своих проблем он должен убить своих обидчиков (Внутренний голос). Последовав его совету и подручными средствами лишив жизни всех, кого вспомнил, «И» обнаруживает, что все это происходило у него в голове, а сам он уже совершенно излечился от своих комплексов. Во время просмотра можно вспомнить пяток-другой хитов прошлых лет - «Основной инстинкт» (Basic Instinct, 1992, режиссер - Пол Верхувен), «Прирожденные убийцы» (Natural Born Killers, 1994, режиссер - Оливер Стоун) - или картины с использованием темы «фильма в фильме».
«Под кожей города» (Under the City’s Skin, Иран, 2000, режиссер - Ракшан Бани Этемад, в ролях - Голаб Адмех, Баран Косари). Иранская социальная драма, наполненная экзотическими национальными особенностями этой страны. Что делает ее довольно сложной для восприятия обычным зрителем. Действительно, человеку, не испытывающему большой любви к ближневосточному кинематографу и вообще к этой культуре, будет довольно сложно увидеть и услышать за черными паранджами женщин, их режущими слух голосами, непонятными темами разговоров и неясными мотивами героев, странными и иногда немного дикими обычаями, социальной и политической неразберихой мастерски срежиссированную и сыгранную талантливыми актерами драму о людях, которые всеми силами стараются изменить к лучшему свою неблагополучную, наполненную бедами и горестями жизнь. И хотя они часто терпят поражения на этом пути, у них всегда остается надежда, вера в себя и своих близких.
«Стеклянные крылья» (Wing of Glass, Швеция, 2000, режиссер - Реза Багхер, в ролях - Сара Зоммерфельд, Саид Овейсси, Александер Скасгард). Еще один фильм, герои которого - иранцы. Однако, в отличие от предыдущей картины, эта - довольно европеизированна и облегчена. Действие происходит в Швеции. Именно туда давным-давно переехали из Ирана сестры Назли и Махин со своим отцом. Если Махин этого уже вполне достаточно для счастья, то Назли стремится к большему. Она хочет стать настоящей шведкой: получить права, найти работу, парня и зажить полной, ничем не стесненной жизнью молодой девушки. Но на ее дороге к этому встают отец и все вековые традиции и обычаи мусульманских стран. В Швеции трагический финал, конечно, маловероятен. Отец Назли, как и она сама, осознает свои ошибки, и семья умудряется ужиться вместе таким образом, который устраивал бы всех.
Юрий Холодный, InterMedia