АМЕРИКАНСКИЙ КИНОАВАНГАРД В МУЗЕЕ КИНО

Одной из самых интересных, по словам председателя отборочной комиссии Кирилла Разлогова, внеконкурсных программ XXIII ММКФ является «Неизвестный американский авангард» (1893-1941). Показ всех картин, поделенный тематически на 16 частей, осуществляется в Музее кино с 22 июня по 1 июля. К сожалению, некоторые фильмы были задержаны на таможне, и в результате в первый день показа демонстрировались только те несколько короткометражных лент из разных частей, которые были высланы заранее, и те, которые куратор программы Брюс Познер привез с собой лично. Многие из фильмов, которые входят в эту программу, раньше не демонстрировались публике. "Сейчас мы по сути дела занимаемся археологическими раскопками," - сказал Брюс Познер в своем вступительном слове.
Первым был показан короткометражный фильм "H2O" (1929, режиссер - Ральф Штейнер) - видовая документальная картина, в которой зритель видит только воду. Зато воду во всех видах: бьющая ключом, спокойная речная гладь, фонтаны, водопады... Режиссер абсолютно точно уловил один из самых частых кинообразов, который впоследствии будут использовать многие кинематографисты. Таким образом, фильм можно даже воспринимать как сборник кадров, впоследствии разобранный на цитаты. Знакомые кадры воды в течение сюжета вдруг становятся незнакомыми, напоминают скорее абстрактные картины или анимацию. Для этого фильма известным композитором Филиппом Глассом была написана пьеса, которая, к сожалению, не прозвучала во время демонстрации ленты. По словам Брюса Познера, Ральф Штейнер, открыв свою киностудию, начинал снимать машины и дорожные знаки, но пришел к выводу, что изображение воды более кинематографично.
Короткометражная лента "Жизнь и смерть голливудского статиста 9413" (Life and Death of 9413: A Hollywood Extra, 1928, режиссеры - Роберт Флори, Славко Воркапич) в экспрессивной манере рассказала лиричную, но смешную историю человека, мечтающего стать кинозвездой. Ирония, хлещущая из кадров, порой перерастает в сатиру: герои, играющие звезд, надевают на лица маски, которые их прославили, а персонаж 9413, несмотря на искренность своей игры, так и умирает в итоге от голода. Этот фильм был показан в доме Чарли Чаплина и благодаря этому получил очень широкую известность. Впоследствии его демонстрировали в 700 американских кинотеатрах.
Любительский фильм "Желтая девушка" (The Yellow Girl, 1916, режиссер - Эдгар Келлер) описывает наивную любовную историю: молодой художник рисует известную актрису, а возлюбленная художника его ревнует. В финале недоразумение разрешается, и все безумно счастливы. Главная прелесть этого фильма заключается в том, что его режиссер, Эдгар Келлер, был в прошлом дизайнером нот, вследствие чего примечательны декорации и реквизит: все вещи, вплоть до шнурков на туфлях и дверных ручек, изящно декорированы.
Классический голливудский фильм "Саломея" (Salomea, 1923, режиссер - Чарльз Брайант, в ролях - Алла Назимова, Роза Дионе, Митчел Льюис) был поставлен по мотивам известной пьесы Оскара Уайльда. Костюмы и декорации были сделаны подругой актрисы Аллы Назимовой Наташей Рэмбовой и стилизованы под рисунки Обри Бердслея, художника, проиллюстрировавшего "Саломею". Саломея влюбляется в пророка Иоканаана, но тот отвергает ее, называя дщерью Вавилонской. Тогда Саломея исполняет перед Иродом свой знаменитый танец, а в награду просит голову Иоканаана на серебряном блюде. Одним из главных образов как в пьесе, так и в фильме является луна - провозвестница бед и трагедий. Кульминационная сцена убийства Иоканаана окрашена в красный цвет. Фильм этот провалился в прокате - американские зрители 20-х годов не были готовы к восприятию эстетской картины, в которой, кроме того, прослеживались гомосексуальные мотивы.
По словам директора Музея кино Наума Клеймана, специально для этой программы из Голландии был прислан электронный редуктор, позволяющий демонстрировать фильмы, снятые с разной скоростью и на разных пленках.

Последние новости