ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ ТИНЫ МЕНЦЕЛЬ
На этот раз показ трех фильмов программы «8 1/2» был построен от драматичного к легкому, еще более легкому кино. Сюжет фильма «Опасный Бангкок», снятый братьями Пан - модный сплав боевика с мелодрамой: немой и глухой мальчик, которого в детстве дразнили и били другие дети, сопротивляется жизни и во взрослой жизни становится наемным убийцей, отличным профессионалом. Стрелять так хорошо он научился потому, что каждый раз представлял вместо мишени лицо ударившего его камнем мальчика… Герой Кон живет в жестоком и красочном мире: жаркие ночные улицы, бары, неоновая реклама и реки густой крови. Но вот однажды он встречает девушку Фон, работающую в аптеке. Девушка не только прекрасна, но, как водится, и добра, а также наивна. Вместе Кон и Фон проводят время на аттракционах, американских горках, катаются на качелях, едят мороженое… Пока однажды в темном парке на них не нападают двое грабителей, и Кон, движимый инстинктом самосохранения, убивает одного из них на глазах у девушки…
Своей социальной проблематикой, а также трогательной наивной молодостью героев фильм напоминает лучшие картины соцреализма, это соцреализм, окунутый в густую патоку американских фильмов категории B. В программу «8 1/2» попал, видимо, благодаря стремительным съемкам, смазанным кадрам и экспериментам с субъективной камерой – время от времени режиссер дает нам возможность увидеть мир глазами глухонемого, попытаться понять по губам или жестам, о чем говорят актеры.
Фильм Спайка Ли «Замороченные» – живое, смешное кино, постепенно перерастающее в социальную драму. Афроамериканский сценарист, работающий на крупном телевизионном канале, оскорбленный мягким, почти неуловимым расизмом, пропитавшим, тем не менее, всю структуру общественных отношений в Америке, задумывает грандиозную провокацию. Он предлагает идею радикального негритянского шоу, «шоу черных рабов», в котором актеры дополнительно мажут лица жженой пробкой, неоднократно произносится страшное слово «ниггер», а действие происходит на арбузной бахче, на плантации. К участию в шоу он привлекает двух своих закадычных приятелей, жителей трущоб, один из которых хорошо поет, а другой божественно бьет степ. В течение нескольких дней с начала телепередачи Америка уже напоминает растревоженный улей и, несмотря на коммерческий успех «Черной рожи», своим создателям шоу не приносит ничего, кроме несчастий и смерти. Грандиозная телевизионная мясорубка перемалывает людей, попавших в нее, как говорится, «вместе с тапочками». Лучшая шутка фильма звучит из уст белого босса: «Я люблю ниггеров, знаю их лучше, чем ты… И плевал я на Спайка Ли!..»
«Звездная болезнь» – история фотомодели Тины Менцель от бесславного начала ее через блистательную середину до банального, но не самого плохого конца. В фильме показаны все атрибуты звездной жизни: отказы, неудачи, кастинги, адвокаты, папарацци, вечеринки, показы мод, любовные связи, большие деньги, высший свет, украшения от «Тиффани», экологи, обливающие краской дорогие шубы… Удовольствие, которое зритель получает от фильма, двояко: с одной стороны, оно подобно кайфу от чтения глянцевого журнала со звездами, с другой стороны – это хорошее, умное кино, при просмотре которого задействуется зрительский интеллект.
Юная красотка Тина из Корнуолла, играющая в сборной по хоккею, заводит роман с местным фотографом, который служит ей первой ступенькой к вершинам карьерной лестницы. Он легкомысленна, мало задумывается о чувствах окружающих ее людей. Она заводит многочисленные интрижки, она окружена ревнующими поклонниками, ни один из которых не затрагивает ее сердца, но с ними «было здорово, очень весело, до тех пор, пока не стало грустно». Впрочем, и чувства Тины зрителю неизвестны, несмотря на то, что жизнь ее – вся как на ладони: влюбленный в Тину (и в красоту) модный фотограф Брюс Тейлор следует за ней повсюду, она постоянно находится под пристальным вниманием его камеры. Таково стилистическое решение фильма: все герои рассказывают нам о себе в форме интервью, с помощью многочисленных мелькающих в картине журналистов, ведущих телешоу и т.д. На глазах у публики происходят семейные скандалы, на глазах у публики дочь встречает покинувшего семь лет назад семью отца. «Публичная» жизнь делает людей похожими на яркие обложки книг, которых никто никогда не открывает…
Финал феерической модельной жизни неизбежен – взросление, старение, снижение популярности, потеря лоска. Но тут добрый автор посылает Тине надежного, хоть и не блистательного, мужа, собственный домик и – в перспективе - собственного ребенка. Остается грусть по мишурному блеску «суеты сует», словно старые конфетти на полу после карнавала.
Ася Датнова, InterMedia