ОБЗОР ФИЛЬМОВ-УЧАСТНИКОВ КОНКУРСНОЙ ПРОГРАММЫ XXIII ММКФ
«Дикие мидии» (Wild Mussels, Нидерланды, 2000, режиссер - Эрик де Брюн, в ролях - Федя ван Хют, Франк Ламмерс, Фреек Брюм). Про этот фильм можно с уверенностью сказать, что он сильно выделяется из других фильмов конкурсной программы. По крайней мере, тех, что уже были показаны. Дело в том, что он повествует о настоящих, здоровых, живых, красивых людях. В отличие от остальных, персонажи которых, в основном, «параноики презренные», депрессивные или просто люди в различных отвратительных и неприятных ситуациях. Молодая героиня - жительница голландского захолустья, как водится у всех молодых людей, не совсем довольна своей жизнью. С утра - на работу, потом - погудеть с друзьями, потом - опять на работу. И конца, и краю этому не видно. А Леен, по молодости-то, тянет туда, где красиво и интересно. В Ирландию, например. И есть у нее друг, такой же молодой, и друг, который хочет и может ей помочь. К чести авторов картины, мечты девушки на экране выглядят именно настолько красивыми, насколько и должны быть. По воле оператора и художника, «далекие уголки Ирландии» действительно превращаются в некие волшебные, очаровательные места. Да и в целом «картинка» фильма им не уступает.
«Детектор» (Detector, Норвегия, 2000, режиссер - Пел Якман, в ролях - Мадс Оусдаль, Хильдегун Ризе). Если главный герой картины - психиатр, то сразу ясно, что фильм - не про нормальных людей. И действительно, сам Дэниэл - тоже неуравновешенный парень. Его хобби - с помощью металлоискателя и своих друзей отыскивать в земле всяческие реликвии и просто интересные мелочи. Вот таким вот странным образом он взаимодействует с окружающем миром. Однажды он находит драгоценный камень с выгравированной надписью «Янне». Тут на Дэниэла сходит просветление. Эта вещь изменит его жизнь - решает он. А таинственная Янна - и есть его единственная любовь. По своему призванию он и так копался в чужих проблемах, а теперь пошел дальше и занялся разгадыванием тайн других. Нельзя сказать, что после просмотра фильм оставляет приятное впечатление. Возможно, виной тому образы главных героев - слегка депрессивных, вечно несчастных людей. А возможно, и общее хмурое настроение картины.
«Жертвы и убийцы» (Victims and Murders, Чехия-Франция-Швейцария, 2000, режиссер - Андреа Седлачкова, в ролях - Карел Роден, Ивана Чулкова, Симона Стасова). Не стоит судить по названию. Это не детектив. В данном случае слово «жертвы» применяется к людям, которые имели неосторожность влюбиться. Их положение безвыходно, так считают авторы. Для усиления эффекта они изобразили в своем произведении один из самых непростых случаев - любовь между родственниками. Яна и Мирослав - сводные брат и сестра. И они никак не могут противостоять своему влечению друг к другу. Проходят годы, ребята становятся взрослыми, но их страсть не угасает. Яна, одержимая нимфоманством, постоянно натыкающаяся на мужчин, которым от нее нужно только одно, видит в Мирке того единственного, кто будет по-настоящему любить ее. Своей больной любовью она мучает мальчика и тот, наблюдая за бесчисленными связями сестры, вырастает затюканным, забитым мужчиной. Но вот и в его жизни появляется женщина, и ревность Яны вновь возгорается. Уже разрушив до основания жизнь брата, Яна ставит палки в колеса и его последней любви. Чтобы его удержать, она ни перед чем не остановится. Такая история никак не может закончиться хорошо. Оба несчастных любовника - Яна и Мирка - умирают. К сожалению, довольно предсказуемым образом - срабатывает принцип «ружья на стене». Мирослав сбрасывается с башни костела, в котором работал гидом. А Яна падает с лестницы в подвал, где в начале фильма так же разбился ее отец.
«Пионовая беседка» (Peony Pavillion, Китай-Гонконг, 2001, режиссер - Юньфань, в ролях - Джой Вон, Рии Миядзава, Дэниэл Ву). Если поставить перед собой задачу затащить на эту картину какого-нибудь неискушенного, обычного зрителя, то надо будет сказать, что это мюзикл про китайских лесбиянок-оперных певиц. К тому же одна из них - наркоманка. Зритель обязательно пойдет. И обнаружит, что это не совсем правда. То есть все вышесказанное там присутствует. Есть и знаменитая, реально жившая в 30-е годы в Сучжоу солистка пекинской оперы Цуй Хуа, вышедшая как-то замуж за члена Богатой Семьи. Есть и ее любовница - кузина Лань. Есть и удивительные, невероятно красивые китайские традиционные песни. Вот только мюзиклом этот невероятно медлительный, грустный фильм, весь сотканный из пауз, молчаливых намеков и жестов, никак назвать нельзя. Самым подходящим местом для его просмотра был бы маленький бамбуковый плот, плывущий по тихой, глухой реке. Даже когда в картине происходит что-то значительное, оно остается незамеченным. «Пионовую беседку» можно назвать длинной коллекцией зрительных и звуковых образов, самих по себе ничего особенного не несущих, но вызывающих нескончаемый поток ассоциаций и эмоций у своего зрителя. Если возможно в кино такое понятие, как easy listening в музыке, то этот фильм - именно такой.
Юрий Холодный, InterMedia