ПРОГРЕССИРУЮЩЕЕ РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ВАН ДАММА
Нас всех можно поздравить. Жан-Клод Ван Дамм снова с нами. И даже больше. Он снова един в двух лицах. То есть один играет две роли. В четвертый раз. После «Двойного удара» (Double Impact, 1991, режиссер - Шэлдон Леттич) и «Максимального риска» (Maximum Risk, 1996, режиссер - Ринго Лэм), где Жан-Клод был братьями-близнецами, после «Патруля времени» (Time Cop, 1994, режиссер - Питер Хайамс), где ему довелось быть собой из будущего и собой же из прошлого, последовал «Двойник». Здесь использован сюжетный ход, очень популярный сегодня у стареющих киногероев (вроде Арнольда Шварцнеггера в «Шестом Дне»/The 6th Day, 2000, режиссер - Роджер Споттисвуд)- клонирование. О, это не единственная модная «фишка». У героев помоложе, например, принято менять амплуа с героя-любовника на маньяка (см. «Наблюдатель»/The Watcher, 2001 с Киану Ривзом). Короче говоря, один Ван Дамм - безжалостный убийца матерей-одиночек, по кличке Факел, другой - его генетический двойник, выведенный для того, чтобы помочь выходящему на пенсию полицейскому раскрыть последнее дело. Все бы хорошо, но Кикбоксер в роли Маньяка - зрелище совсем неубедительное. Какие ему мотивации ни придумывай, сколько крови ни лей - не похож и все тут. Понимая это, Жан-Клод не очень часто появляется в кадре в черной кожаной куртке, черных же перчатках и с длинными волосами того же цвета (еще один привет «Наблюдателю»), предпочитая представать перед зрителем в образе клона, совершенно не знакомого с окружающем миром и потому выглядящем довольно нелепо. Это главное и, пожалуй, единственное удовольствие картины - смотреть, как Универсальный (в прошлом) Солдат учится ходить, сидеть и говорить, шарахается от любого шороха и вообще ведет себя крайне неадекватно. Но и эта часть фильма начинает надоедать своей затянутостью, а когда Ван Дамм начинает демонстрировать свою знаменитую растяжку и мутузить самого себя, смотреть становится совсем неинтересно. Носящийся вокруг с пистолетом Майкл Рукер в своей привычной роли - немолодого и брутального полицейского - интереса тоже не добавляет. Гонконгский режиссер Ринго Лэм, семнадцать лет ставивший в основном «азиатские» боевики с нескончаемыми драками, перестрелками и с Чоу Юнь Фатом, не смог приготовить ничего достойного ни из благодатной темы «Убийца против копа», ни из Жана-Клода Ван Дамма. Несмотря на это, они вполне довольны работой вместе. В следующем фильме Ринго - «Монах»/The Monk - Жан-Клод играет монаха монастыря Шаолинь. Будет где размахнуться.
Юрий Холодный, InterMedia