«РАЗНОТРАВЬE» – «КАТОРГА»
Альбом рыбинской группы «Разнотравье» не поставить в один ряд ни с глянцевой псевдонародной продукцией, ни с изысканными опытами этно- и world music-релизов. «Разнотравье» – замечательные чудаки, на протяжении десяти композиций-картин неспешно повествующие о том, как «...Ходил по болотам, ходил по рекам/Искал тебя...» не то Иван-дурак, не то Иван-царевич. Вот, cобственно, и вся концепция. Вечная русская аллегория о поиске прямой дороги кружным путем. Причудливая нить повествования то ярко проблескивает, то исчезает в дреме попевок. За ней можно пытаться следить, а можно просто вслушиваться в замысловатый музыкальный ряд. «Каторга» не есть аутентика в прямом понимании, но «Разнотравье» всячески к ней стремится, хоть и встает под знамя фолк-рока. От рока «Каторге» достался тот самый Иван-дурак слэш царевич. Его и назначим ответственным за изрядную долю занудства, просочившуюся-таки на пластинку. Впрочем, тесто, из которого слеплен этот пирог, вышло вкуснее начинки. О нем стоит говорить подробнее.
В основу, подчеркивают музыканты, положены древнеславянская поэтика и русские народные музыкальные традиции. Можно лишь догадываться о том, что шлифовали, что отбрасывали, а что додумывали рыбинские энтузиасты – ребус получается презабавный. Наряду с гитарами здесь звучат колесная лира, свирели, жалейка, флейта, каляка, гусли, варган – и это еще не полный список инструментов, на которых играют рыбинцы. Их интересы простираются дальше ареала обитания древних славян – так, «Ярило», например, отчетливо тяготеет к кельтской традиции. «Разнотравье» привносит в музыку «посторонние» шумы, которые оживляют «Каторгу» – потрескивает огонь в печи в «Колыбельной», лают собаки, мычат коровы, охают бабы в «Про вора»; выдуманная деревня встает перед глазами как живая. «Про вора» перерастает в традиционную коляду и застывает в строгом монологе «Невесты». Как заклинание звучит в конце: «Быти сеяну нынче семени». Конец – рождение – начало. Continuous play – круг замкнулся.
Григорий Гольденцвайг