В ЗАЩИТУ ЛУЖИНА!
Пресс-показ нового фильма «Проекта 35» - «Защита Лужина» (The Luzhin Defence, Франция-Великобритания, 2001, режиссер - Марлин Горисс, в ролях - Джон Туртурро, Эмили Уотсон, Джеральдин Джеймс, Стюарт Уилсон) прошел в кинозале «35 мм» 7 августа. Экранизации случаются разные: одни фильмы добавляют что-то к прочтению литературного оригинала, но другие представляют собою полнометражную роспись режиссера в собственной беспомощности или даже безграмотности. Франко-британская картина представляет собой некий компромисс этих вариантов. Небрежность в отношении набоковского текста. Изображение русских героев с этакой излишней экзальтированностью. Заснеженная мрачная Россия в контрасте с летней солнечной Европой. Несостоявшаяся в фильме свадьба, но невозможный в набоковском тексте секс. Видимо, у Эмили Уотсон карма теперь такая - единственный путь спасения, который видится ее героиням, проходит исключительно через постель. Джон Туртурро в роли гениального безумца Лужина неубедительно наигрывает почти чаплинскую рассеянность, зато Эмили Уотсон в роли его возлюбленной изображает девичью наивность и чистоту вполне достоверно, несмотря на неподходящий уже возраст. Но в литературные изыски авторы фильма привносят и новые неожиданные нотки, сгущая краски и уплотняя атмосферу вокруг шахматного турнира. Редкие флэш-бэки в сторону российского детства Лужина невнятны и необязательны. Они вовсе не объясняют волшебства, которое поджидало мальчика в мире клетчатой доски и деревянных фигур. Огорошивает в фильме финал, когда Натали доигрывает гениальную защиту покойного Лужина, и тот получает звание чемпиона мира посмертно. Трогательно, пафосно, но режет классика Набокова пополам или даже на четыре части: вдоль и поперек. Откровений ждать не приходится, мрачная тайна гениальности и зашифрованного мира не раскрывается. Лужин погибает, выпрыгнув из окна. Рифмуя побег из собственного детства: от родителей - на турнир. Только в этот раз он убегает как раз от турнира, да еще и от карикатурно-красочного злодея Валентинова. Который строит весь фильм сложносочиненную интригу, а попросту говоря, грозится показать герою «страшную козу». Но желаемого результата не достигает. Слишком уж страшной его «коза» оказывается. Короче говоря, Лужин умирает, но шахматы не сдаются.
Евгения Киселева, InterMedia