ТЕАТР LA SCALA ПРЕПОДНЕС МОСКВЕ ФИРМЕННОЕ БЛЮДО

Концерт солистов, хора и оркестра миланского оперного театра La Scala п/у Риккардо Мути состоялся в Большом театре 2 октября. В программе концерта прозвучал «Реквием» Джузеппе Верди, исполнение которого было приурочено к 100-летию со дня смерти композитора. Вокалисты, солировавшие в «Реквиеме» - венгерская певица Георгина Лукач (сопрано, выпускница Московской консерватории), солистка Мариинского театра Лариса Дядькова (контральто), которая второй раз появляется в Москве вместе с La Scala, а также английский тенор Денис О'Нил (выступавший в Москве прошлой осенью вместе с Ниной Раутио) и итальянский бас Роберто Скандьюцци (солист La Scala).
Маэстро Мути уже третий раз дирижирует в Большом. И для вчерашнего концерта выбрал то же произведение, что прозвучало на самых первых гастролях La Scala в Москве почти 40 лет назад. «Реквием» Верди в исполнении La Scala - сочинение знаковое (в частности, «со знаком качества»), этакое фирменное блюдо, которое дает вполне адекватное представление о театре. Поэтому дирижеру - маэстро Мути, которого критика всего мира именует необыкновенно экспансивным, темпераментным итальянцем, у которого оркестр якобы всегда «находится на высшем градусе кипения», - совершенно не нужно было изображать какую-то особую «работу» на сцене. Последнее характерно скорее для дирижеров-гастролеров, не имеющих возможности много репетировать с коллективом, с которым предстоит выступать. Музыканты стабильно и привычно преподнесли аудитории много раз игранное произведение, выложили, как говорится, готовый продукт. А Мути довольно-таки сдержанно провел концерт, что, естественно, не отразилось на эмоциях, выраженных-таки оркестрантами, согласно замыслу Верди. И хоть без накладок не обошлось, но сильные стороны итальянцев очевидны - это недоступная пока многим отечественным коллективам отточенность, идеальная синхронность ансамбля, отличная хоровая и оркестровая «вертикаль», яркость и четкость контрастов и редкое чувство меры. Впрочем, удивительная слаженность ансамбля у солистов-певцов с лихвой компенсировала индивидуальные недостатки вокала. Вообще, слушая импортных певцов, невольно испытываешь чувство гордости за наших.
Приятно констатировать, что, не имея возможности уделять внимание «киксам», «пропадающим верхам» или «расхождениям на два такта», можно наконец говорить об индивидуальности трактовки, которая по праву считается эталонной. «Реквием» в интерпретации Мути - яркое симфоническое произведение, которое он продирижировал весьма энергично (за час с небольшим), избегая опасности довести слушателя до зевоты в протяженных медленных частях и не утрируя моменты «бушевания страстей», а также не пытаясь приблизить вердиевский шедевр ко дню сегодняшнему, не дай бог, как-нибудь осовременить или предложить Верди себя в соавторы даже отчасти. В каждой ноте, каждом нюансе и фразе слышалось стремление удержаться в «золотой середине».
После концерта на сцену поднялся министр культуры РФ Михаил Швыдкой, чтобы вручить маэстро Мути Орден Дружбы, награду, присужденную ему президентом России Владимиром Путиным «за заслуги в развитии и укреплении российско-итальянских культурных связей». В ответном слове благодарности Риккардо Мути сказал, что хотел бы разделить этот Орден между солистами, хором и оркестром театра La Scala, вместе с которыми они выступали на сцене ГАБТа. И повторил на пресс-конференции, что хор и солисты не побоялись в трудное для всего мира время совершить путешествие в некие «тяжелые места», имея в виду страны Восточной Европы. Зал на то, что Москву сочли «тяжелым местом», не обиделся и ответил маэстро дружным хохотом.
Татьяна Давыдова, InterMedia

Последние новости