АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ – «САМ ОВЦА»

«Захаров». Книга вышла в свет в сентябре.
Интригующий заголовок книжки лидер «Машины времени» объясняет на первой же странице. Это цитата из поговорки «Молодец – против овец, а против молодца – сам овца». В детстве Андрей Вадимович вкладывал в это выражение далекий от общепринятого смысл. «Сам Овца» казался ему «мощным и свирепым животным», этаким Супер Овцой, вдохновителем овец на бой с молодцами. В детстве многие вещи воспринимаются иначе. Примерно об этом и книжка.
В издание вошли три автобиографических произведения – «Сам овца», «ВсЈ очень просто» и «Дом». «ВсЈ очень просто» впервые выходила в свет в 1991 году. По форме будучи жизнеописанием рок-группы «Машина времени», по сути книга оказалась ироничной прозой. Признаться, перечитал ее не без удовольствия, хотя уже не хохотал над особо удачными кусками. Собственно, высокие оценки профессиональных литераторов сподвигли Андрея Макаревича на создание новых текстов. Они же убедили ведущего «Смака» в том, что читателю интересны не столько продолжение истории «Машины времени», сколько его размышления (местами напоминающие псевдофилософские записки Владимира Солоухина или Андрея Яхонтова). «ВсЈ очень просто» имела легкомысленный подзаголовок «Рассказики». Показательно, что на обложку «Сам овцы» без обиняков вынесены строгие слова «Автобиографическая проза».
Сразу перечислю, чего в книге нет. Прозу Макаревича отличает практически полное отсутствие имен женщин, встречавшихся Андрею на жизненном пути (единственное исключение – Ксения Стриж, которую он пару раз нежно называет Ксюшей), и каких бы то ни было скандальных фактов – не считать же таковыми вялотекущую борьбу советской власти с «Машиной времени». Ценители телевизионно-кулинарного таланта Андрея Вадимовича будут неприятно поражены тотальным неупоминанием на 272 страницах программы «Смак» и смешных историй с ее съемок. Фанаты «Машины» не найдут в «Овце» продолжения обрывающейся в первой книге 90-м годом истории группы и, скажем, объяснения коллизии с заменой Петра Подгородецкого на поп-певца Андрея Державина. Педантов будет раздражать несоблюдение хронологии, невнимание автора к точным датам и постоянные лирические отступления. У журналистов, которых Макаревич не очень жалует, останутся полные основания утверждать, что лидер «Машины» опять что-то не договаривает.
Читать тем не менее интересно. Забавные детские и остроумные «взрослые» воспоминания, трогательные слова об отце и впервые опубликованные картины Вадима Макаревича, рассказы о домах, где жил Андрей, и собаках, живших с ним в этих домах, приметы времени, складывающиеся в картину эпохи. Действительно – проза. И не важно, что автор – известный музыкант, главное, думающий интеллигентный человек. Жаль только, что слишком занятой – мало времени у него остается на автобиографическую прозу.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости