ФРАНЦУЗЫ СОЕДИНИЛИ АРАБСКИЙ ХИП-ХОП С БАХОМ
«Спектакль в стиле хип-хоп для шести танцоров и одного музыканта», как гласит подзаголовок, представил современную пластику не авангардно-академического толка (как в большинстве работ, представленных на фестивале), но танец, корни которого - в совершенно иной культуре. Во-первых, основу коллектива составляют эмигранты из арабских стран. С другой стороны, своеобразие представленной программы - в выборе танца, далеко отстоящего от классического балета и его современных модификаций, а имеющего больше общего со спортом или даже цирком. Не случайно худрук труппы и ведущий солист Мурад Мерзуки и его коллега Шаоки Саид начинали в цирковой школе. В спектакле «Реситаль» они соединили акробатику с основным хореографическим составляющим культуры хип-хопа - брейк-дансом и некоторыми другими танцевальными формами.
Автор концепции спектакля Мурад Мерзуки считает, что хип-хоп позволяет молодежи «с помощью особой, яркой пластики выплеснуть бьющую через край энергию, выразить свою жажду жизни, заявить о своем месте в жизни». Танцовщики «Компани Кафиг», источавшие эту энергию, оказались настолько убедительны и заразительны, что заставили публику буквально зашевелиться в креслах зрительного зала. А очевидный профессионализм и мастерство танцовщиков довольно далеко уводят французский спектакль от дискотечно-уличного первоисточника.
«Мы хотели продолжить работу над такой формой танцевально-музыкального произведения, где бы в атмосфере юмора, на ранее незнакомом нам пространстве встретились и слились воедино бесконечно далекие друг от друга звуки. Хотели поменять правила игры. Разрушить наше собственное представление о хип-хопе...» - сказал о своем детище Мурад Мерзуки. Весь спектакль оформлен как самый настоящий классический концерт с необходимыми аксессуарами - пультами, скрипками и фраками. Классическая форма концерта удивительно сочеталась с вроде бы чуждым ему «репертуаром». В частности, удачным проявлением такого необычного синтеза стал фрагмент, когда один из артистов ухитрился протанцевать при помощи верхнего брейка красивую мелодию так, что каждая нота была зримо воплощена в пластике. Сама мелодия же представляла собой смесь обобщенно-восточного мелоса и характерного стиля западноевропейского барокко, например, И.С.Баха, с использованием солирующей скрипки и, пусть электронного, клавесина. Скрипка выполняет в спектакле роль связующего звена между миром европейской классики и миром арабо-андалузийской музыки, как признался Мурад. Артисты же, как настоящие мастера своего дела, обращались с подлинными инструментами максимально аккуратно, хотя, опускаясь на ноги после какого-нибудь очередного сальто-мортале в миллиметре от грифа или деки, заставляли публику понервничать. Но даже исполненная почти реальной ярости дуэль на смычках прошла так, что ни один волос со смычка не упал.
Татьяна Давыдова, InterMedia