ФРАНЦУЗЫ СОЕДИНИЛИ АРАБСКИЙ ХИП-ХОП С БАХОМ

Выступление французской танцевальной труппы из Лиона «Компани Кафиг» состоялось в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко 19 октября в рамках II Европейского фестиваля современного танца в России. Французская труппа представила необычный во всех смыслах спектакль «Реситаль», одно только название которого можно трактовать неоднозначно. Это, если следовать точному переводу, и некое хореографическое «изложение, рассказ» (в спектакле есть продуманный, логично выстроенный сюжет, что приятно отличает «Компани Кафиг» от некоторых предшествовавших участников фестиваля), это и «концерт из произведений одного композитора» (здесь - Франка Иль Луиза), а также «показ достижений молодых танцовщиков».
«Спектакль в стиле хип-хоп для шести танцоров и одного музыканта», как гласит подзаголовок, представил современную пластику не авангардно-академического толка (как в большинстве работ, представленных на фестивале), но танец, корни которого - в совершенно иной культуре. Во-первых, основу коллектива составляют эмигранты из арабских стран. С другой стороны, своеобразие представленной программы - в выборе танца, далеко отстоящего от классического балета и его современных модификаций, а имеющего больше общего со спортом или даже цирком. Не случайно худрук труппы и ведущий солист Мурад Мерзуки и его коллега Шаоки Саид начинали в цирковой школе. В спектакле «Реситаль» они соединили акробатику с основным хореографическим составляющим культуры хип-хопа - брейк-дансом и некоторыми другими танцевальными формами.
Автор концепции спектакля Мурад Мерзуки считает, что хип-хоп позволяет молодежи «с помощью особой, яркой пластики выплеснуть бьющую через край энергию, выразить свою жажду жизни, заявить о своем месте в жизни». Танцовщики «Компани Кафиг», источавшие эту энергию, оказались настолько убедительны и заразительны, что заставили публику буквально зашевелиться в креслах зрительного зала. А очевидный профессионализм и мастерство танцовщиков довольно далеко уводят французский спектакль от дискотечно-уличного первоисточника.
«Мы хотели продолжить работу над такой формой танцевально-музыкального произведения, где бы в атмосфере юмора, на ранее незнакомом нам пространстве встретились и слились воедино бесконечно далекие друг от друга звуки. Хотели поменять правила игры. Разрушить наше собственное представление о хип-хопе...» - сказал о своем детище Мурад Мерзуки. Весь спектакль оформлен как самый настоящий классический концерт с необходимыми аксессуарами - пультами, скрипками и фраками. Классическая форма концерта удивительно сочеталась с вроде бы чуждым ему «репертуаром». В частности, удачным проявлением такого необычного синтеза стал фрагмент, когда один из артистов ухитрился протанцевать при помощи верхнего брейка красивую мелодию так, что каждая нота была зримо воплощена в пластике. Сама мелодия же представляла собой смесь обобщенно-восточного мелоса и характерного стиля западноевропейского барокко, например, И.С.Баха, с использованием солирующей скрипки и, пусть электронного, клавесина. Скрипка выполняет в спектакле роль связующего звена между миром европейской классики и миром арабо-андалузийской музыки, как признался Мурад. Артисты же, как настоящие мастера своего дела, обращались с подлинными инструментами максимально аккуратно, хотя, опускаясь на ноги после какого-нибудь очередного сальто-мортале в миллиметре от грифа или деки, заставляли публику понервничать. Но даже исполненная почти реальной ярости дуэль на смычках прошла так, что ни один волос со смычка не упал.
Татьяна Давыдова, InterMedia

Последние новости