«ЯК-40» – «ДЕВОЧКА-ЛУНА»
Вот уже почти месяц с момента первого прослушивания альбома «Девочка-луна» ранее мне совершенно неизвестного проекта «Як-40» я являюсь обладателем некого абсолюта или, вернее сказать, образца. Теперь, когда я слышу или вижу плохую песню или клип, то мысленно успокаиваю себя: «Ну, это по крайней мере не так ужасно, как «Як-40». Этой же фразой я пытаюсь увещевать скептически настроенных друзей, предлагая им послушать «действительно плохую музыку». Все вышесказанное относится к описанию достоинства альбома «Девочка-луна». Единственного достоинства. В программе о книжных новинках и новостях «Графоман» на канале «Культура» есть такая «фишка»: ведущий в каждом выпуске выбрасывает эффектным жестом в мусорную корзинку одну книгу: вредную, контрафактную или просто глупую. Собственно, с альбомом проекта «Як-40» надо бы поступить также. Но это проще, чем понять, зачем и кому нужно было выпустить эту пластинку и почему она вообще смогла появиться на свет.
Про музыку и голос можно просто не говорить: дворово-дискотечные умца-умца, синтезаторные писки, «сто ударов в минуту», говорящий (не поющий!) голос существа неопределенного пола. А вот слова… Лет десять назад мы с подругой от нечего делать стали придумывать «типичную попсовую песенку». Первый куплет и припев получились минут за пять: «Ты ушел, а я осталась/Не могу я без тебя/Вся душа истосковалась/Не могу я не любя/По квартире я хожу и тебя не нахожу». В следующих припевах ареал блужданий лирической героини расширялся до улицы и города. Какое же дежа вю приключилось со мной, когда «Як-40» на второй композиции выдал: «Я по улице гуляю вновь и вновь/Я на улице ищу свою любовь/Только знаю, что любовь она сама/Если надо, без труда найдет меня»! И остальные десять треков навевают мысли о том, что в нашем с подругой лице погибли поэтические надежды российского шоу-бизнеса.
Итак, почему ЭТО появилось на свет? На мой взгляд, появление группы «Як-40» – закономерное свежее звено своеобразной цепной реакции. Когда в конце 80-х появилась группа «Ласковый май», то казалось, что ничего хуже быть не может. А вот будущим участникам группы «Руки вверх!» «ЛМ» понравился, и, когда они создали свою группу, опять стало казаться, что ничего хуже быть не может. «Руки вверх!», когда подросли, породили «Турбомоду». И вот уже среди создателей альбома «Девочка-луна» проекта «Як-40» фигурирует «ТурбоДима» из группы «Турбомода». Каждый шаг по этой лестнице – все ниже и ниже, но вот есть ли у этой лестницы конец или она беспредельная – вот в чем вопрос. Кому и зачем? Выпускающая фирма – не в счет: она деньги зарабатывает на выпуске альбомов, а не эстетствует. А вот какого черта «Як-40» нужен журналам «Ваш досуг», Yes!, Cool и другим информационным спонсорам диска (числом около десятка!) – вопрос серьезный. В информационном спонсорстве, как и в интимных связях, пора уже становиться разборчивее. Плохая музыка в некоторых отношениях хуже СПИДа.
Екатерина Алексеева, InterMedia