«МОНГОЛ ШУУДАН» - «СКАТЕРТЬЮ ДОРОГА»
Когда «Монгол Шуудан» начинал подготовку этого диска, лидер команды Валерий Скородед рассказывал корреспонденту InterMedia, что альбом будет внушительным по хронометражу. «Вот сколько технологически можно туда вместить минут звучания, столько и всунем, - обещал Скородед. – Поклонники имеют право получить за свои деньги полноценные 75 минут «Монгол Шуудан», а не 30 и не 40, как у некоторых». Продолжительность «Скатертью дорога» - 47 минут. Обличительных комментариев не будет. Буйная фантазия лидера «Монгол Шуудан» уже не в первый раз не совпадает с действительностью. Например, так и не увидела свет концептуальная трилогия «Хороший», «Плохой», «Злой», а из новых суперпрожектов будем со вниманием следить за судьбой готовящегося альбома матерных песен «Монгол Шуудан».
Зато «Скатертью дорога» - в высшей степени гармоничный альбом. Нет, речь не о красивых музыкальных гармониях, а о полном соответствии вокально-инструментального кредо Валерия Скородеда конечному результату в виде компакт-диска. Всякие попытки вырвать коллектив из узких рамок «анархического рока» потерпели крах и закончились увольнением директора, по мере сил бившегося за расширение зрительской аудитории «монголов». И это правильно. Жалко было смотреть на потуги поэта Скородеда сочинить нечто, выходившее за рамки тачанок, бухалова и казацкой вольницы. И зрителей не вдохновляло, и человек мучался. А сейчас он расцвел: пишет, о чем умеет. И пусть нужно это творчество трем сотням меломанов – зато это преданные фаны, которые будут орать под новые песни с таким же энтузиазмом, с каким подпевали нетленкам «На поясе болтается граната» и «Песня черного анархиста».
В процессе записи «Скатертью дорога» Валерий Скородед в трехсотый, наверно, раз поменял состав «Монгол Шуудан», вернувшись к удачному сочетанию пятилетней давности: Скородед, гитарист Александр Риконвальд и Владимир Дягель на ритм-секции. Эксперименты с духовыми инструментами остались в прошлом: лишь другу группы тромбонисту Виктору Романову позволили немного (очень немного) подудеть в студии. А вообще-то «Скатертью дорога» легко перепутать с любой из «монгольских» пластинок десятилетней давности (особенно произведения «Отрава», «Ю-ю», «Во дела!» и др.). Отличия можно пересчитать по пальцам: впервые, пожалуй, Скородед живописал в тексте натуралистические подробности сексуальной жизни революционных матросов («Матросик»). Кроме того, в треке «Песня падшего ангела» «Монгол Шуудан» вяло цитирует звучание ВИА 70-х. Наконец, рецензенту показалась изящной строка «кто-то ножом кусок от меня отрезал» из песни «Дед Мороз». В остальном «Монгол Шуудан» верен своей узкой специализации, что отлично подтверждают вещи «Костровая» и «Глухонемой». По первым звукам можно вообразить, что Скородед отклонился от генеральной линии, но это не так, в чем слушатель с облегчением убедится буквально секунд через десять. При этом оформление диска заслуживает высшей оценки: музыка категории «только для фанов» скрывается под одной из лучших рок-обложек года.
Алексей Мажаев, InterMedia