ИГОРЬ ТАЛЬКОВ - «Я ВЕРНУСЬ...»
В 1991 году я прочитал тальковское интервью, в котором он развернуто делился обширными творческими планами. Через день или два после ознакомления с этим текстом Игоря убили за кулисами питерского дворца спорта «Юбилейный». Помнится, было недоумение: как же так, у него ведь столько идей, мыслей, планов - и теперь всего этого не будет?!
Песни Талькова запомнились нервностью, тревожностью. Телевидение охотно эксплуатировало образ мятежного барда - статного, бородатого, хриплого, с гитарой и обличительными текстами. Обалденно смелым казалось песенное обращение к президенту, а уж «Россию» («Листая старую тетрадь/Расстрелянного генерала/Я тщетно силился понять/Как ты смогла себя отдать/На растерзание вандалам») крутили едва ли не нон-стопом: считалось, что это про ошибки времен Гражданской войны и культа личности. Но Талькова, скорее всего, не устраивали не только Ленин со Сталиным: у него были вопросы и к правителям-современникам. Те, впрочем, не обращали на певца ни малейшего внимания, что, очевидно, служило причиной некоего внутреннего разлада. Тальков выглядел эдаким диссидентом, героическая борьба которого при этом не вызывала никакого резонанса. Имидж гонимого героя-смельчака был, да только героя никто не гнал и не репрессировал. Ощущение такое, что Игоря такая ситуация тяготила: если конфликта с властью не было, его следовало придумать. Думаю, это и привело к трагической развязке: кто бы на самом деле ни застрелил Талькова, началось все с банальной ссоры из-за очередности выхода на сцену в сборном концерте - ссоры, которой легко было избежать. Увы, слово «компромисс» не входило в лексикон «бунтаря» Талькова. Его смерть закрепила в народном сознании образ Талькова как несгибаемого борца - не случайно же существует легенда о том, что неугодного певца-патриота убрали спецслужбы.
Затеянные «Русским радио» мероприятия, посвященные 45-летнему юбилею со дня рождения музыканта, не обошлись без традиционных для поп-тусовки сомнительной искренности славословий в адрес погибшего коллеги, но при этом имели и положительную сторону. Вышел альбом песен Талькова, исполненных известными артистами, которые подошли к записи крайне ответственно и с душой. В результате неожиданно выяснилось, что Игорь был талантливым композитором, отнюдь не зацикливавшимся на песнях протеста. Среди семнадцати представленных песен много лирики, причем, благодаря использованию разных вокалистов, довольно разнообразной. «Самый лучший день» очень по-хлебниковски исполняет Марина Хлебникова, «Love Me» получается типичным хитом Николая Трубача, Дмитрий Маликов играет на фортепиано приятную мелодию «Летний дождь» - и это тоже Тальков! Не обошлось, конечно, и без знаменитой «России», которую доверили спеть Александру Маршалу. Его точнейшее исполнение практически заставляет поверить в переселение душ. Другую известную песню «Я вернусь» поет Валерий Леонтьев, в чей репертуар давно входит это произведение. Приходится констатировать, что веселые песни у него в последнее время получаются лучше. Завершает альбом песня Игоря Талькова-младшего «Надо жить». Тембр голоса сына Талькова удивительно похож на отцовский, а творчество, пожалуй, будет пооптимистичней.
Алексей Мажаев, InterMedia