КЛУБНАЯ ИГРА В ПАЛАТЕ ДЛЯ ОФИЦЕРОВ
Не слишком киноведческий термин «кино ни о чем» как нельзя лучше подходит к новой комедии Клода Зиди «Клуб» (La Boоte, Pathe, режиссер - Клод Зиди, в ролях - Жан-Мари Бигар, Ги Маршан, Андреа Ферреоль). Режиссер не очень-то задумывается о смысловом наполнении картины, а просто-напросто снимает более-менее смешной фильм про семерых молодых французов, решивших создать свой собственный ночной клуб. Решение это возникло не по каким-то экономическим причинам, а потому что веселой компании запретили посещать подобные заведения в течение года после того, как они попали в полицию за драку в одном из танцевальных залов. Молодые люди принимаются за дело с должным энтузиазмом и не слишком обращают внимание на происки их главного конкурента - владельца другого, до сих пор единственного клуба в районе. Все составляющие не претендующей на глубокомысленность комедии налицо: тут вам и дружба, и любовь, и добро, и зло. А в финале, когда кажется, что все летит в тартарары, естественно, появляется «бог из машины». То есть не совсем бог, но хотя бы из машины.
Фильмом «Детская игра» (Un jeu d'enfants, Le Studio Canal+, режиссер - Лоран Тюэль, в ролях - Карин Виар, Шарль Берлинг, Людивин Санье, продюсеры - Оливье Дельбоск, Марк Миссонье) представлен прямо противоположный жанр - триллер. Выглядит все это вполне привлекательно, но крайне неубедительно: в гости к обычной французской семье заходят двое пожилых визитеров - мужчина и женщина, - утверждающие, что они жили в этой квартире, когда были детьми. С этого и начинаются пугающие странности. Сначала неизвестным образом оказываются заперты двери во все комнаты. Затем вешается няня детей - милая юная особа. Мать семейства не выдерживает такого напряжения и начинает психовать. Равно как и ее муж. Объясняется вся эта чехарда тем, что когда-то в этой квартире некий кровожадный отец убил своих двоих детей и жену, после чего спалил весь дом вместе с собой. Так как никаких других мотивировок происходящему в фильме так и не дано, картина напоминает очередной рассказ из серии детских страшилок про зеленые глаза или гроб на колесиках. Авторы словно говорят: «Это может случиться с каждым».
Черно-белое с налетом «тарковщины» кино «Без удержу» (Le Souffle, режиссер - Дамьен Одуль, в ролях - Пьер-Луи Боннеблан, Доминик Шевалье, Максим Дальбрю) повествует о жизни подростка в деревне. Как водится, отрок слоняется по селу без дела, маясь от жары и мух, слушает музыку, напивается до тошноты, наблюдает за убийством барашка и хоронит помершего кролика. Изредка он представляет себя диким волком, бегающим по лесу. В лучших традициях авторского кино снято все красиво, длинно, и почти ничего не происходит. Тем более неожиданным оказывается случайный выстрел героя из ружья по собственному другу. Впрочем, это лишь на некоторое время нарушило спокойствие повествования, хоть и придало ему драматизма.
«Палата для офицеров» (La Chambre des officiers, France 2 Cinema, режиссер - Франсуа Дюперон, в ролях - Эрик Каравака, Дени Подалидес, Сабин Азема, Андрэ Дюссолье) - еще одно погружение в мир натурализма. Правда, натурализма только сюжетного: снято все, напротив, очень красочно и художественно. Действие происходит во время Первой мировой войны. Молодой француз, отправляясь на фронт, случайно знакомится с девушкой Клеманс. Так и не успев проявить себя на войне с какой-либо героической стороны, он попадает в госпиталь с серьезным ранением: его лицо изуродовано так, что теперь он напоминает помесь Человека-Слона с Человеком, Который Смеется. Собственно, затянувшееся выздоровление героя и является объектом наблюдения режиссера Франсуа Дюперона. Французский вариант «Повести о настоящем человеке» не выглядит удавшимся. Действительно жутковатый поначалу фильм по мере своего течения все больше и больше наскучивает: мыслей, заложенных в сюжет, слишком мало для двух с небольшим часов, которые длится фильм. Война - это плохо. Даже изуродованные люди достойны любви. Что бы с тобой ни случилось, надо держаться. Но разве об этом кто-то не знал и раньше?
Фильм «15 августа» (15 aout, TF1 Films Productions, режиссер - Патрик Алессандрен, в ролях - Ришар Берри, Шарль Берлинг, Жан-Пьер Даррусен), спродюсированный Люком Бессоном, вообще вызывает недоумение и зевоту. Трое мужчин, приехавших на отпуск к своим семействам в снятый заранее дом, обнаруживают, что их жены сбежали, оставив на разъяренных этой выходкой мужей четырех несмышленых малышей и пустой холодильник. Мужчины пытаются заниматься бытом, тщетно разыскивают жен и притираются друг к другу. История, явно претендующая на комедию. Однако же смешных моментов в фильме крайне немного, авторы попытались сделать скорее легкую нравоучительную драму, воспевая всяческие семейные ценности, а также мужскую дружбу и женский феминизм.