СБОРНИК «РАССКАЖИ ЧАЙКОВСКОМУ НОВОСТИ», ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Как неосторожен был Чак Берри, посоветовавший: «Roll over Beethoven & tell Chaikovsky the news!». В России его призыв поняли буквально и новостями Петра Ильича просто завалили. Информируют старика сугубо о достижениях электронной сцены, на которую нынче кто не вышел, тот опоздал. Четвертый «Чайковский» продолжает изначально взятую компиляторами «Экзотики» линию на представление имен со всей России (народный, то бишь, релиз). Охватывает пространство от Новосибирска до Кенигсберга.
Последний, собственно, и rules. Географическая фора, которую получают калининградские музыканты, уже не в счет - треки «Бигуди», Hi-And Brand и, конечно, Los Chikatilos возмутительно хороши. Чикатилосы, записавшие в Берлине на диктофон болтовню уличных африканских музыкантов (еще раз: улицы - берлинские, музыканты - африканские), наложили ее на свой фирменный бит, перерастающий в безудержную пляску. Девяти минут, которые длится трек, не хватает - слушать его одно удовольствие. Искрящийся «Otwis-T» «Бигуди», судя по всему, надолго поселится на разных сборниках. Интересны долгие гулкие переливы и эхо, раскатывающееся в несуществующих коридорах, по которым ведет слушателя калининградец Андрей Брытков (Hi-And Brand).
Обширно - тремя треками - на «Чайковском» представлен и город Снежинск. Самая интересная работа отсюда - «Черное» Славяны. Хотя трек по сути не более чем этно-стилизация, он в то же время вполне убедительно доказывает, что ничто так мягко не ложится на израненные души соотечественников, чем высокий женский голос, тихо кому-то жалующийся под ленивое воркование ситара.
Любопытно, что к участию в четвертом «Чайковском» не был допушен никто из ижевцев - из каких соображений обошли стороной музыкальный третий Рим, непонятно. В однообразии многочисленных обитателей Прикамья упрекнуть невозможно, поэтому традиционные ссылки на несовпадение с общей концепцией здесь не сработают. Впрочем, лучше не искать черную кошку в темной комнате, а обратиться к тому, что на пластинке ЕСТЬ.
Мягкий клубок копошащихся звуков от «Братьев по разуму» («Ландыши») перерастает в экзотик-поп по мотивам представлений жителей союзных республик о большом и светлом чувстве. Поет о прекрасном Анна Морозова («Лыжи»). Снова радуют новосибирцы Nuclear Losь («Атлантик»): если бы Анджело Бадаламенти увлекся трип-хопом и эйсидом, наверно, это выглядело бы именно так. Подчеркнутое высокими частотами фламенко Spooner («Oh yeah?») аппетитно прорезает трип-хоповые луга - не случайно автор проекта увлекается горным туризмом. «Лаборатория технической акустики» («Музыка?») испытывает клавесин XXI века в прозрачной атмосфере перезвонов, переливов и перекликов.
Расплавленная лава «Идиоритмика» («Ашун») льется из динамиков тягучим напевом. «Волга» («Квашня») - любимое детище Андрея Борисова - уверенно балансирует между оригинальностью и маргинальностью. «Волга» с ее разворотом в сторону аутентики, в отличие от большинства авторов «Чайковского», способна намагнитить того самого непритязательного, неповоротливого и НЕ - во всех прочих отношениях - среднего слушателя. La Lettre A Camus («Футуристан») очень цепко ловит главное настроение начала века - нарастающую тревожность. Их восточные конструкции величественно-ужасающи. Трек несколько выпадет из общей канвы пластинки, но сам по себе очень уж очень.
Григорий Гольденцвайг, InterMedia