ЖАН-ЖАК БЕНЕКС БЫЛ СЧАСТЛИВ И ГОРД
Тоскан дю Плантье, работавший с Жан-Жаком Бенексом 20 лет назад над фильмом «Луна в сточной канаве»/La Lune dans le caniveau, сказал несколько слов о влиянии Бенекса на французскую кинематографию: «Со своим первым фильмом «Дива» он принес творческий ветер, в то время как нам уже начинало казаться, что Европа навсегда останется техническим центром для Голливуда. Позднее в этом же направлении по-своему стал двигаться Люк Бессон. Благодаря ему и Бенексу стало понятно, что французское кино может быть разным и востребованным». Он также произнес несколько слов по поводу ситуации в современном российском кинематографе: «Россия должна сделать переход от организации государственной к свободе рынка. Мы можем быть партнерами – с одной стороны, интересными, с другой, заинтересованными друг в друге. Мы ждем инициатив в том, что касается сотрудничества с Францией».
Жан-Жак Бенекс очень много говорил о влиянии на него французской новой волны: «Мне казалось, что «Дива» пропитана ее духом, хотя не позаимствовала ее стиль. Своим большим успехом этот фильм был обязан тому, что он очень понравился иностранным публикам. В то время, когда его показывали на Московском кинофестивале, во Франции он считался провальной картиной. Мое кино продолжает новую волну, но не похоже на нее никаким образом. Трюффо и Шаброль хотели выразить протест, они критиковали общество и кино, предназначенное для этого общества. В своем первом фильме я выразил себя с этих же позиций. Самое странное было то, что критики, любившие одни фильмы со мной, не полюбили мой фильм». Были заданы и вопросы, связанные с последней картиной Бенекса «Приключения трупа»/Mortal Transfer - в частности, по поводу ироничного отношения к психоанализу: «Я вообще человек ироничный и с иронией отношусь ко всему. Если не относиться к миру с иронией, то прямая дорога на мост и в Москву-реку. Психоанализ помогает, когда у вас кризис. Снимая этот фильм, мне хотелось развлечься, разобраться со своим кризисом». Среди своих коллег-соотечественников режиссер выделил Кассовица, Яна Конана, Жан-Пьера Жене. «Приятно, что во французском кино много женских имен – Аньес Жови, Жени Маршаль, Николь Гарсия. Будучи мужчиной, я люблю фильмы, сделанные женщинами, потому что мужчины и женщины – очень разные. А так как я очень люблю женщин, это помогает мне лучше понять их и больше полюбить».
По поводу трагичной истории со смертью Ива Монтана на съемках фильма «ИП5: Остров толстокожих»/IP5: L'оle aux pachydermes Бенекс сказал, что рад «покончить с этой историей раз и навсегда. Что касается его смерти, я не испытываю чувства вины. Скорее у меня появилось то чувство, которое должны испытывать дети, становясь сиротами. Ведь это был фильм, который я делал с Ивом Монтаном и для Ива Монтана и которого Ив Монтан никогда не увидит. Я ни разу этого не говорил публично: Ив Монтан был героем моего детства. Я следил за его карьерой. Когда он согласился сниматься в «Острове толстокожих», это был большой риск. Это была не самая простая роль в его карьере, но он все выполнял с большим чувством. Я думаю, он умер оттого, что слишком использовал, не жалел себя». Завершилась пресс-конференция все-таки на более оптимистической ноте. «Сейчас более просто, чем когда-либо, снять фильм, - заявил режиссер, - но более тяжело, чем когда бы то ни было, сделать так, чтоб фильм удался. И все-таки я счастлив и горд принадлежать к общности французских кинематографистов».
Яна Таран, InterMedia