АЛЕКСАНДР СОКУРОВ СНЯЛ ФИЛЬМ ЗА ОДИН ДЕНЬ
Съемка уникального проекта режиссера Александра Сокурова «Русский ковчег» состоялась 23 декабря в Государственном Эрмитаже. Как и планировалось, полуторачасовой фильм был снят с одного дубля и одним кадром без остановки камеры. Правда, прежде чем получить такой результат, группе и всем участникам съемки пришлось изрядно понервничать: этот «один дубль» удалось осуществить только после трех фальстартов. В каждом случае была виновата техника. А поскольку световой день стремительно завершался, надо было успеть осуществить съемку. 23 декабря – самый короткий день в году, и создателям еще повезло, что он выдался солнечным; правда, с другой стороны, ударил мороз (до минус 22-х градусов). А по сюжету камере дважды надо выйти на улицу и вернуться в помещение. Чтобы объектив не запотел, его прогревали специальными фенами. В итоге все закончилось благополучно с «формальной» точки зрения: снят материал практически запланированной длины в 1 час 27 минут 12 секунд. Затем состоялась пресс-конференция, которую Александр Сокуров дал, несмотря на колоссальную усталость и двое суток без сна, а также директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, дирижер Валерий Гергиев, продюсер с российской стороны Андрей Дерябин. Оператор-постановщик Тильман Бюттнер со своими коллегами в это время смотрел отснятый материал, и выяснилось, что «цифра» не подвела, хотя некоторые предпринятые меры предосторожности оказались кстати (речь идет о записи на так называемый хард-диск-рекодер, который затем был еще «подстрахован» записью изображения на кассету). Александр Сокуров сказал, что предстоит большая работа по доводке изображения и озвучанию фильма, который, как «большая игровая картина, делается традиционным способом». Параллельно со съемкой фильма «Русский ковчег» автор-документалист Михал Букоемски снимал «фильм о фильме», а известный художник по костюмам и театральный продюсер Павел Каплевич при помощи актеров и участников массовки осуществил постановку 180 сюжетов для фотографий – для готовящегося специального фотоальбома, посвященного освоению российского костюма кинематографом на примере этого фильма. Каплевич очень высоко оценил костюмы, созданные Лидией Крюковой и Тамарой Сеферян для фильма, слаженную работу всех гримеров и костюмеров, а также общую атмосферу при съемке: «Возможно, сегодня начался новый этап в кино», - подытожил он беседу с корреспондентом InterMedia.