ГДЕ УСЛЫШАТЬ ГОЛОС ПРАДЕДА

Презентация новой серии «Русская традиционная музыка» прошла в клубе «Китайский летчик Джао Да» 26 декабря. Первым релизом этой серии стал сборник «Зима», который должен был выйти на лейбле «Снегири» еще в прошлом году. На этой пластинке можно услышать участников ансамблей древнерусской музыки «Жар» и «Сирин» и так называемых народных исполнителей, то есть бабушек. В пресс-конференции приняли участие глава «Снегирей» Олег Нестеров, собиратель музыкального фольклора Михаил Горшков, один из виднейших специалистов традиционной музыки Сергей Старостин и руководитель ансамбля «Жар» Андрей Котов. Как рассказал Сергей Старостин, это первый релиз ансамбля «Жар» вообще. Первая пластинка была записана во Франции, но пока не вышла. Из всего материала, который ансамбль «Жар» в течение 10 лет собирал в Воронежской, Белгородской и Курской областях, на пластинку попали четыре разновидности зимних обрядовых песен. Это рождественские колядки, щедровки, поющиеся перед днем святого Василия или Старым Новым годом, посевальные – когда утром Васильева дня полагалось заходить в избы и разбрасывать любые крохи, предвещавшие обильный урожай, и святочные, так называемые подблюдные песни. Ансамбль «Сирин» представил на диске богослужебные песнопения, духовные стихи и христославия, то есть песни, приуроченные к Рождеству, которые простой народ пел на улице. Весь этот материал XVII века был расшифрован самими музыкантами-этнографами и раньше никогда не издавался. По словам Олега Нестерова, изучение русской народной музыки – это волшебное прикосновение с такой силой, которую передать просто нельзя: «Мы мечтали, чтобы этот музыкальный пласт, который с титаническими усилиями собирали этнографы, не канул в лето, сохранился и передавался бы потомкам». Для тех людей, кто не сталкивался с фольклором, эта пластинка будет открытием русской традиционной музыки. Как опять же рассказал Сергей Старостин, у многих поколений сложилось определенное негативное восприятие народной музыки. Всем, кто возьмет в руки эту пластинку, нужно определенное усердие и терпение. Это примерно, как если бы вы слушали переделки из Баха, Бетховена и Грига, а в конце звучало бы оригинальное исполнение. Современные традиции сохраняются в основном благодаря женщинам. Даже мужские жанровые песни женщины помнят от своих отцов, дедов, прадедов.
Сергей Старостин рассказал, что когда-то работал заведующим фондохранилища народной музыки при Консерватории, где собраны сотни тысяч записей. «Я выуживал записи, которые зафиксированы на пленке и расставлены по шкафам. Я понял, что эти голоса просятся наружу, они хотят, чтобы их услышали. Мы живем с родителями, бабушками, дедушками, идем по жизни и не замечаем, что они стареют и уходят от нас. И потом однажды возникает вопрос, а что была моя бабушка, кроме того, что пекла пироги. Что она несла собою, какой пласт культуры? И где мне найти голос моего прадеда, как он говорил, что он пел, о чем думал?» По словам музыкантов, следующие альбомы будут в основном содержать аутентичные песни, где треки будут персонифицированы - кто, откуда и когда пел эту песню. Может, кто-то и найдет среди исполнителей своего прадеда.

Последние новости