ДМИТРИЙ МАЛИКОВ - «ИГРА»
В размышлении над началом рецензии никак не удавалось правильно определить творческую функцию Дмитрия Маликова по отношению к альбому. Композитор? Нет. Аранжировщик? Тоже не он. Автор проекта? Пожалуй, но этот термин мало что говорит о конкретной, практической стороне дела. Остается - пианист. «Светлой памяти темное прошлое» (фортепианный факультет Московской государственной консерватории) все-таки прорезалось в настоящем. Теперь Дмитрий предлагает слушателю свои любимые песни (правда, других авторов) в инструментальной версии, наследуя более чем четырехсотлетнюю традицию разного рода транскрипций и парафраз. Каждый из треков представляет собой не что иное как фортепианное соло, оттененное «минусовой» фонограммой, созданной усилиями аранжировщиков С.Борзило, В.Мухина, В.Креймера, А.Ханка. Вышеуказанные фонограммы отличает некий стандартизированный нейтралитет, который можно понимать, с одной стороны, как предоставление солисту максимальной возможности для любой импровизации (на «это» можно наложить все, что угодно), для шага влево и вправо. Но, с другой стороны, именно такая «нейтральность» «фанеры» роднит ее с шаблонными образцами, запрограммированными в любой детский синтезатор. А солист может выбирать более или менее строгий вариант изложения основной темы и будет нести ответственность за результат. Последний получается совсем не однозначным. А если альбом, как высказался создатель проекта, «возможность сверить наши ощущения», то начнем сверять.
Первая особенность диска - разнообразие. Треки действительно не похожи один на другой. Ряд возможных ассоциаций: «фон к прогнозу погоды» («Желаю тебе», «Летний дождь»), антиквариат (шуршащая пластинка в треке «До свидания, Москва»), «школа беглости пальцев от Маликова» в духе аналогичных сборников Черни, Клементи или даже Шопена («Спасибо, родная», «Подмосковные вечера», «Странник»). Собрание пассажей, гамм и арпеджио поражает воображение, но не техническим блеском и виртуозным совершенством, а своей вопиющей инородностью. Впрочем, желание применить хорошо усвоенные в стенах консерватории знания оборачивается в «Подмосковных вечерах» еще и полифонической катастрофой: сначала это неудачная попытка усугубить славянский дух известной мелодии привнесением элементов гетерофонии, а потом - учинить с расчлененными фрагментами темы этакий квази-мотет на основе сквозного имитационного письма. Итог плачевный, ибо, как гласит правило, «не всякая тема годится для фуги».
Иные треки скорее напоминают знакомые по музыкальной школе конкурсы на подбор аккомпанемента («Не отрекаются любя», «До свидания, Москва», «Странник») с характерными альбертиевыми басами (непременно, увы, в малой октаве) и наивной одноголосной темой. В других бушуют прямо-таки нечеловеческие страсти. И коль скоро автор проекта назвал альбом «музыкой к неснятому фильму», сам он воспринимается не иначе как тапер, играющий в данную минуту то, что рождает его творческое воображение при взгляде на «экран». Отсюда, может быть, и преувеличенность эмоций, столь привычная в черно-белом кино начала ХХ века или характерная для ресторанов и кабаре. Кульминация курьеза - «Странник», в конце которой, вконец расчувствовавшись, импровизатор разразился нешуточной каденцией а ля романтики последней трети XIX века и добрался до высшей точки в демонстрации стилистических несоответствий.
В целом же диск производит чрезвычайно унылое впечатление, как и любая однодневка. Не та однодневка, которая так названа из-за того, что, будучи лишенной эстетической ценности, быстро забывается, но та, которая, при всех возможных достоинствах, выглядит сфабрикованной за один день.
Татьяна Давыдова, InterMedia