В ГАБТЕ ЗАВЕРШИЛСЯ ГОД ВЕРДИ

Премьерный показ оперы «Сила судьбы» Джузеппе Верди состоялся в Большом театре 30 декабря. Этот спектакль представляет собой перенесение постановки неаполитанского театра Сан-Карло (Италия) на сцену ГАБТа (см. МУЗЫКА от 16 и 25.12.01). Дирижировал оркестром Александр Вилюманис, который после первых пяти спектаклей уступит место за пультом Владимиру Андропову. Главные партии исполнили сопрано Елена Зеленская (Леонора), баритон Сергей Мурзаев (Дон Карлос) и приглашенный тенор Сергей Ларин (Дон Альваро). Последний сыграл роль своего рода «палочки-выручалочки» для Большого, страдающего от жуткого тенорового дефицита. И с остальными двумя ведущими артистами - Зеленской и Мурзаевым - он составил крепкое трио, на котором, как на фундаменте, строится вердиевский шедевр. От певцов тут требуется не столько подвижность голоса или красота тембров, но зрелость, мастерство и недюжинная выносливость, каковые и проявила вышеозначенная троица.
«Сила судьбы» в трактовке неаполитанской постановочной группы - традиционный спектакль со сменой богатых декораций (привезенных из Италии, где во все время московского проката оперы, «Силу судьбы», естественно, никто не увидит) в начале каждой картины, батальными или иными смертоносными сценами (эта опера вообще одна из наиболее кровавых у Верди), полустатичной манерой поведения певцов и привычным набором оперных условностей. Принимая во внимание утверждение молодого режиссера Пьера-Франческо Маэстрини, что он будто бы несколько «осовременил» старую постановку своего отца - Карло Маэстрини, думается, что нынешняя российская режиссура, в последнее время успешно конкурирующая с прогрессивной Европой в районе Нидерландов, Германии и Франции, уже довольно далеко ушла от современной им Италии. Ибо новый итальянский спектакль вполне вписывается в ряд шедевров «золотого фонда» Большого и может по праву занять одно из мест в нем. Хотя, увы, спектакль, как выяснилось, не станет репертуарным для ГАБТа. Наверное, потому что декорации надо будет вернуть, а свои пока не по карману.
Что до условностей, в частности, легендарных алогичностей сюжета, то снова, как и во времена Верди, на них взираешь снисходительно, отдавая должное музыкальной части целого. Вспоминается история о том, как владелец кабачка, расположенного напротив La Scala, пообещал то ли бочку просто хорошего, то ли бутылку коллекционного вина тому, кто сможет внятно и последовательно пересказать либретто оперы «Трубадур» Верди. Говорят, приза до сих пор никто не получил. А «Сила судьбы» - родная сестра «Трубадура». И за пересказ либретто тоже можно было бы дать приз. Как и исполнителям главных партий. По бокалу - режиссеру, дирижеру и художнику. Пусть постановка нет-нет да и обдаст нафталином, но все же такое завершение года Верди, в виде добротного старорежимного спектакля, гораздо лучше сомнительного начала года «маэстро оперы» в виде ультрасовременного «Набукко» (премьера состоялась 5 января, см. МУЗЫКА от 12.01.01) - уже забытого генератора слушательских сожалений.
Татьяна Давыдова, InterMedia

Последние новости