САУНДТРЕК К ФИЛЬМУ «ГРАНИЦА. ТАЕЖНЫЙ РОМАН»
Честно скажу, многосерийное творение режиссера Александра Митты, заслужившее похвалы критиков и многочисленные статуэтки Орфея на последней церемонии вручения премии ТЭФИ, я не смотрела. Ну, как-то в первый раз не сложилось, во второй - не получилось. Одна серия все-таки мне подвернулась. В ней герой Алексея Гуськова загрыз медведя, а герои Марата Башарова и Ольги Будиной обезвредили рецидивистов, еще кто-то на кого-то орал и обещал разжаловать в рядовые. Смотревшие сериал говорят, что захватывает. Возможно. Тему взаимоотношений в условиях замкнутого военного поселения, на мой взгляд, очень ярко осветил Петр Тодоровский в «Анкор, еще анкор». Да и смотреть новое кино про «старые добрые» советские времена - это как-то малоконструктивно.
Но речь не об этом. А о вышедшем по следам кинохита саундтреке оного. Для чего и для кого был снят фильм - примерно понятно. Кстати, послушав саундтрек, даже человек несведущий поймет, что дело происходит в СССР, что в фильме много военных (это можно понять и из названия), что в сериале речь идет в основном о любви. Но разве для того, чтобы объяснить сюжет, выпускаются саундтреки? Они издаются, чтобы начать самостоятельную жизнь, чтобы на волне популярности фильма стали хитами песни из него, чтобы восхищенный зритель раскупил CD и стал благодарным слушателем. Данный саундтрек этой цели достичь не сможет. Хотя это второй, похоже, после «Брата-2» грамотный, по-западному сделанный саундтрек, в котором песни перемежаются «культовыми» цитатами из картины. В «Границе» некоторые подобные отрывки получили даже статус самостоятельных треков («Идет солдат по городу», «Улыбка»).
Во-первых, 80% композиций пластинки хитами уже были. В свое время. Это и «Летка-енка» Тамары Миансаровой, и «Королева красоты» Муслима Магомаева (кстати, вопреки надписи на обложке поет песни совсем не Магомаев, и тем более не Магамаев, как там написано), и «Лада» Вадима Мулермана (а не Валерия, как сообщает буклет). Вряд ли их удастся в таком первозданном виде так просто снова «раскрутить». Во-вторых, специально созданные для картины песни Игоря Матвиенко и Максима Дунаевского на стихи Александра Митты на статус хитов не тянут. Даже «Краса». Хотя нельзя не заметить, что Сергей Мазаев с номером «Я тебя никому не отдам» по манере пения почти неотличим от вышеназванных легендарных исполнителей. А вот два номера с вокалом Бориса Трофимова - просто ужасны. В-третьих, основной зритель «Границы» и основной зритель сериалов вообще - пенсионеры и домохозяйки - не покупают компакт-диски. И CD-проигрывателей у них нет. Так что у видеокассет с «Границей» гораздо более светлое будущее. Кстати, о светлом будущем. Песню «С чего начинается родина» предваряет цитата героя Марата Башарова, восклицающего: «Ой, заживем-то мы через 20 лет!». Интересно, получилось?
Екатерина Алексеева, InterMedia