«ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА» - «ТРИБЬЮТ»
Для начала несколько общих соображений. При всей одиозности репутации лидера «Гражданской обороны» Игоря «Егора» Летова он за свою жизнь сочинил пару десятков объективно очень хороших песен. Не для его стиля хороших, а вообще. Около половины из них попали в этот сборник (будет еще вторая часть, в которую, видимо, войдут остальные). Взявшись за столь неоднозначный проект, как трибьют «Гражданской обороны» «Мистерия» открыто позиционировала его как ответ «Кинопробам». Думается, напрасно. По коммерческому потенциалу сборник песен «Гр.Оба» в жизни не сравнится с цоевским наследием, а что до творческого потенциала - тут вопрос спорный, слишком стилистика разнится. По большому счету, петь летовские песни после Летова - дело столь же неконструктивное, как «киношные» после Цоя. И, если уж сравнивать эти два трибьют-проекта, следует отметить, что составители «Кинопроб» пригласили только состоявшихся звезд, а «Мистерия» позвала перепевать Летова всех, кто захотел и смог. Так что получился трибьют идей, а не трибьют имен. Это и плюс, и минус альбома.
Минус - потому, что малоизвестные ансамбли взялись за дело с излишним почтением к харизме Игоря Федоровича. В результате у некоторых участников получились формальные подражания, свежестью идей не блещущие. Петь на таком же нерве, как Летов, у молодежи, конечно, не получилось (это, пожалуй, вообще невозможно), а снимание в ноль его аранжировок - доблесть вполне локальная, разве что друзьям похвастаться. Впрочем, излишняя самобытность здесь тоже не в строку. Кошмарный «Бабслей» испортил «Родину», панкетки из «Восьмой Марты» старались, как могли, но «Маленький принц» оказался им не по зубам, Чиж сделал из пронзительного трагического «Дурачка» очередной хипповский гимн вполне буржуазного звучания, «Ленинград» по традиции перебрал с выпендрежем, а «Продукты» ни к селу ни к городу скрестили Летова с Куртом Кобейном.
Теперь о плюсах. «Вопли Видоплясова» и «Кирпичи», не сговариваясь, выбрали песню «Попс» - очевидно, для того, чтоб как можно смачнее выкрикнуть кульминационную фразу «Вырубите на х:!». «ВВ», впрочем, удивили саундом, настолько альтернативным, будто Олег Скрипка готовится разогревать Limp Bizkit. Макс Иванов из «Торбы-на-круче» воспринял «Философскую песню о пуле» как очередной повод козырнуть вокалом, и получилось довольно мило. Очень хороши кавер-версии отставленного от «Кинопроб» «Ляписа Трубецкого» («Государство»), «Сахары» («Отряд не заметил потери бойца»), «Разных людей» (кондовая хард-роковая обработка «Про мишутку»), «Смысловых галлюцинаций» («Моя оборона») и брата героя Сергея Летова («О святости, мыше и камыше»). «Дочь Монро и Кеннеди» с «Наваждением» вообще показалась женским альтер эго Егора - та же нервность и будоражащее пение на грани истерики. А «Родители молодых», наоборот, не оставили камня на камне от канонической версии «Лишь одного закона». Харизма Гарика Осипова летовской точно не уступает - поэтому он подбавил в песню мата и исполнил ее в издевательской блатной манере.
А кто же поет «ВсЈ идет по плану» - был первый вопрос любого узнавшего о трибьюте. Да никто. Исполнение «главной» песни Летова доверено 386-му компьютеру. Прикол, казалось бы, но однозначно попавший в точку. Просто слушаешь и понимаешь, что иначе и быть не могло - больше это произведение петь некому.
Алексей Мажаев, InterMedia