ДЖЕЙМС ДЖАДД ПРЕПОДНЕС МОСКВИЧАМ МУЗЫКУ ЭЛГАРА

Концерт Российского Национального оркестра (художественный руководитель - Владимир Спиваков) с участием виолончелистки Наталии Гутман состоялся в Большом зале консерватории 12 марта. Дирижировал РНО английский маэстро Джеймс Джадд, глава филармонического оркестра Флориды, симфонического оркестра Новой Зеландии, а также Европейского объединенного юношеского оркестра.
В программу концерта были вынесены симфонические произведения соотечественника Джадда, композитора Эдварда Элгара - исполнялись увертюра «Кокейн» («В городе Лондоне»), знаменитый Концерт для виолончели с оркестром, Интродукция и Аллегро для струнного оркестра (с солирующим квартетом) и самое популярное и любимое сочинение Элгара - вариации на тему «Энигма» для симфонического оркестра.
Увертюра «Кокейн», пестрая и построенная как попурри на известные городские мелодии Лондона ("страной Кокни" иронически называют беднейшую часть Лондона, так как Кокейн - это сказочная страна изобилия и праздности из средневековых легенд), предстала как настоящий праздничный фейерверк. Музыканты не жалели звука, а ударник и вовсе превратил литавры в грохочущие пушки. Безудержное веселье «Кокейна» сменилось Виолончельным концертом с его лирико-драматической концепцией, трагическими кульминациями и философскими размышлениями, а Наталья Гутман в очередной раз продемонстрировала свое мастерство владения инструментом, полное погружение в музыку, в то время как оркестр сохранял тембровый баланс, не подавляя солиста.
Второе отделение началось с Интродукции и Аллегро для струнных, наиболее классицистского сочинения из всей программы. В нем исполнителям удалось добиться наибольшей синхронности игры и единомыслия в отношении трактовки, правда, наиболее трудные с технической точки зрения полифонические фрагменты оказались для оркестра ахиллесовой пятой. Наиболее выигрышными в концерте стали Вариации на тему «Энигма», которую, как писал сам композитор, нельзя вычислить из музыкальной ткани, но можно постичь только сердцем. В череде скерцозных, лиричных, бурных драматических, пасторальных вариаций (в названии каждой из вариаций композитор зашифровал имена самых разных своих современников - друзей, коллег, даже жены, и потому музыка каждой из вариаций отражает характер соответствующего персонажа) оркестр и маэстро имели возможность проявить все самые лучшие исполнительские качества - и легкость мелкого штриха, и сочный насыщенный звук (в особенности духовой группы), и эмоциональность кульминаций, и сдержанность в тех фрагментах, где проявление экспрессии было бы воспринято как дурной тон.
Следующий концерт РНО уже с другим заграничным маэстро - Чарльзом Кетчемом - состоится в Большом зале консерватории 10 апреля.

Последние новости