«АКВАРИУМ» - «СЕСТРА ХАОС»
Запись этой пластинки сопровождалась рядом программных заявлений, суть которых сводилась к тому, что «Сестра Хаос» (тогда, впрочем, название еще не было известно) - это «Аквариум» ХХI века. Поэтому в альбом не включили ни одной песни, сочиненной до 1 января 2001 года. Диск позиционировался как попытка группы накануне собственного 30-летия сделать то, что она еще не делала - поработать с саунд-продюсерами (в частности, с Андреем Самсоновым), поэкспериментировать со звуком, попробовать угнаться за модой. Как всегда у Гребенщикова, простые слова казались загадочными и многозначительными.
Получился же из «Сестры Хаос» хорошо записанный альбом, где типичные для «Аквариума» последних лет восточные мотивы в аранжировках зафиксированы тщательно и аккуратно. Местами звучание инструментов достигает завораживающей медитативности, не имеющей прямого отношения к русскому року, однако это только до тех пор, пока не раздается голос БГ. Слишком уж он хорошо нам знаком, этот высокий, задумчивый, чуть блеющий вокал. Гребенщиков есть Гребенщиков; когда он поет, музыкальное обрамление становится второстепенным, а усилия продюсеров-экспериментаторов - бесполезными. Возможно, это где-то даже беда группы, обреченной на бесконечное воспроизведение самой себя, но нередеющая армия поклонников «Аквариума» (к коей причисляют себя и большинство критиков) свидетельствует о том, что путь БГ верен. Классифицировать музыку Гребенщикова бессмысленно: в какие бы стилевые тяжкие он ни пускался, «Аквариум»-рока на выходе всегда было больше, чем регги, фолка, панка, поп- или арт-рока.
Предоставим знатокам творчества БГ искать вещам с нового альбома аналоги с давно известных пластинок «Аквариума»: уверен, что «родители» найдутся чуть ли не у каждой новой песни. Что с того? Почти всем старые композиции нравятся, вот Борис Борисович и дает возможность послушать их еще и еще раз. Но в чем же тогда заключается «аквариумизм» ХХI века? А в словах. Нещадно ругаемый непонимающими за абстрактность текстов БГ вдруг сочинил про офис «Лукойла», куренье травы, Газпром, MTV и желтую подводную лодку «Курск». Вплетенные среди традиционно изящных, готовящихся стать афоризмами образов грубые реалии всякий раз заставляют вздрагивать. Поэтому особых рекомендаций удостоятся треки «Нога судьбы», «Слишком много любви» и, может быть, «500». Спустя 15 лет после «Поезда в огне» БГ написал политическое произведение, и «500» на всякий случай не поставили в ротацию самой «аквариумолюбивой» радиостанции. Эстетам вряд ли понравится: «моя Родина, как свинья, жрет своих сыновей» - слишком бескомпромиссно и прямолинейно для тонкого БГ. Однако на фоне аморфного аполитичного рокапопса «Аквариум» с этой песней вырывается чуть ли не в лидеры оппозиции. Значит, цель создать что-то принципиально новое достигнута, хотя бы и таким экстравагантным способом.
Алексей Мажаев, InterMedia