НА I ПЛЕНУМЕ СПОРИЛИ О «МЫЛЕ»

I Пленум Правления Союза кинематографистов РФ на тему «Телесериал - союзник, противник или конкурент кинематографа» прошел в Доме Кино 20 марта. СК высказал обеспокоенность уровнем фильмов и сериалов и решил призвать к диалогу «широкий круг общественности» - политиков, ученых, хозяйственников, бизнесменов, деятелей искусств, педагогов, социологов, известных публицистов, ветеранов и молодежь. Предлагалось дискутировать о том, снижают ли телесериалы зрительские требования, можно ли сделать хороший сериал на маленькие деньги, а также размышлять о том, чтобы «установить какую-то планку, метрическую систему» в этой сфере. Кроме того, в повестку дня входило формирование комиссий и секретариата СК, а также создание Совета молодых. Из 140 членов правления зарегистрировалось 75 человек, кворум был достигнут, и пленум успешно проведен.
Председательствовал на пленуме Игорь Масленников. Он призвал выступающих не говорить об экономических аспектах создания телесериалов, концентрируя внимание на художественных, однако избежать темы финансирования не удалось. С выступлениями поднимались на сцену писатель Игорь Золотусский, актер Евгений Матвеев, дирижер Нина Смирнова, режиссер Валерий Тодоровский, Анатолий Максимов (ОРТ), Владилен Арсеньев, актриса Ольга Будина, кинорежиссер и драматург Эдуард Володарский и др.
Игорь Золотусский в своей речи заклеймил русскую постсоветскую интеллигенцию, обвиняя ее в продажности, бездуховности и безнравственности. Цитируя журналы начала века «Вехи» и «Из глубины», Золотусский призывал интеллигенцию к неумолимому суду над самой собой и впадению в состояние ощущения «вечной вины перед народом». Профессор Померанец осудил «изощренные поучительные игры вроде «Слабого звена» и то, что льется с голубых экранов на незрелые умы подрастающего поколения, охарактеризовав настоящее положение на телевидении как бедственное. Виной тому бесконечные сцены насилия, жестокости, безнравственности в сериалах и фильмах. «Такие понятия, как совесть и стыд никто не отменял», - напомнил профессор и призвал задуматься. Ирина Полуэхтова, социолог, работающий в сфере телерекламной индустрии, объясняла причины популярности телесериалов, которые сейчас стали формировать вечерний прайм-тайм, вытеснив с этих позиций зарубежное кино. Полуэхтова считает, что производители сериалов и вещатели как заказчики «научились «попадать» в аудиторию», отвечать запросам телезрителей, которые хотят увидеть на экране себя, свои проблемы, типовые выходы из жизненных ситуаций. Три года назад сериал утвердился на отечественном телевидении как конкурентоспособный формат, и Полуэхтова считает, что сериалы необходимо производить, потому что они помогают отвоевывать позиции отечественного кинематографа на внутреннем рынке. Она подчеркнула важность использования сериалами рекламы, системы промоушна и PR, полномасштабной системы дистрибьюции, чем пренебрегает экранное кино. «Главная задача кинематографической общественности сейчас - внимательно и непредвзято взглянуть на телесериальное производство и творчество, использовать их опыт, опереться на факторы успеха, которые они наработали, и не упустить шанс». В качестве примера была приведена ситуация с недавними телепремьерами 9 и 10 марта - «Тайны дворцовых переворотов» (РТР) и «Азазель» (ОРТ), из которой было видно, что продуманная рекламная кампания привлекла ко второму фильму в два раза больше зрителей.
От зрительской аудитории представительствовала 28-летняя Нина Смирнова, дирижер хора. Она рассказала о вкусах своей семьи, которая состоит из пяти поколений, в результате чего выяснилось, что сериалы, особенно длиной больше 10 серий, не очень востребованы. Нине не нравится, что в газетах сериалами называют не только собственно сериалы, но и многосерийные фильмы вроде «Место встречи изменить нельзя» и «Семнадцать мгновений весны». Об отечественных сериалах Нина не лучшего мнения: «Откуда режиссеры этих сериалов находят такое количество актеров с неприятной, отталкивающей внешностью и плохими манерами?» Сериалы, по ее мнению, напоминают компьютерные «бродилки» и умнее человека сделать не могут. Недовольство вызывает также криминальная направленность сериалов, отсутствие или недостаточное количество среди них лирических, комедийных и детских. Сериалы - это «не наше», убеждена Нина. «Мы всегда снимали хорошие, серьезные и добрые фильмы и должны продолжать, а сериалов больше не нужно».
Эдуард Володарский относится к сериалам и современному телекино скептически. Они слишком длинные, занимают много времени, однообразны. Их нельзя сравнить с телепродукцией былых лет. Уровень профессионализма режиссеров низок - они не могут создать кадровое напряжение, выстроить мизансцены (что должен уметь студент ВГИКа), сквозные сюжеты запутанные и скучные, игра актеров несбалансирована. Подверглись острой критике и создатели фильма «Азазель» - Григорий Чхартишвили, не подозревающий о существовании такой кинематографической профессии, как автор сценария, и режиссер, так ничему и не научившийся у Никиты Михалкова.
Анатолий Максимов, Валерий Тодоровский и Ольга Будина высказывались в защиту «мыльной» телепродукции. Максимов рассказал о практических вопросах производства сериалов, подчеркивая их реальность и востребованность. «Сериал привлекает нового зрителя, а не того, который ушел из кино 15 лет назад». Отметив некоторое стремление отечественного кинематографа оставаться вне экономических факторов, он подчеркнул необходимость финансирования любого творчества и реализации его результатов. Нежелание кинотеатров способствовать показам отечественного кино, видеопиратство и недостаточное распространение DVD не оставляют кинорежиссерам выбора - они идут на телевидение. Максимов рассказал о тесной связи телевидения и рекламы, об особенностях западных инвестиций - требование производства сериалов на польском языке из-за несоизмеримо большего рекламного рынка в Польше, о более простых операциях с цифровым форматом. Он рассказал о разных типах сериалов, разных подходах к жанрам: «Если батальные ленты снимать для телевидения бессмысленно, то психодрама для ТВ явно показана». В целом, производство сериалов представляется Максимову оправданным.
Вызывало недовольство отношение критики и прессы к телекино - к нему относятся как к «забавам для быдла» и не удостаивают рецензий, несмотря на то, что телепоказ может привлечь одновременно до 800 миллионов зрителей. «Мы имеем такие сериалы, которых достойны, - считает Валерий Тодоровский. - Если бы страна их не смотрела, мы бы снимали какие-то другие сериалы». Тема конфликта кино и телевидения кажется Тодоровскому надуманной. К тому же телесериалы «вытащили кино из завальной безработицы, сохранили профессии гримеров, операторов, режиссеров, сценаристов, позволив им зарабатывать на хлеб своим ремеслом, а также дали возможность смотреть вечером телевизор на русском языке». Именно телесериалам и ТВ кинозвезды обязаны своей популярностью, вообще вся система «звезд» невозможна без этого «по вашему мнению, низкопробного гнусного телевидения». «Сериалы я люблю, - добавил он. - Мне кажется, что, снимая их, мы делаем что-то хорошее. Есть много талантливых людей, которые не могут найти деньги на большой фильм, но могут снять сериал». В своей страстной речи Тодоровский апеллировал к здравому смыслу, рациональности и совести собравшихся, призывая из непредвзято и честно взглянуть в глаза теледействительности.

Последние новости