АЛЬМАНАХ «ПРО РОК»
Идея была такая. Талантливый человек талантлив во всем. Рок-музыканты пишут стихи, не ставшие песнями, сочиняют прозу, и пришла пора познакомить читателей со всем этим. Однако литературных открытий и неожиданных талантов в альманахе обнаруживается не так уж много. С этой точки зрения интересны разве что сказки Александра Солича и лирика брутального Сергея Высокосова, известного под псевдонимом Боров. Все остальные авторы сборника не ушли далеко от своего обычного творчества. Стихи Ильи Кормильцева, Дмитрия Ревякина и Алексея Романова, не ставшие песнями, вполне могли бы ими стать. Творения Наталии Медведевой и Маргариты Пушкиной выполнены во вполне ожидаемой от них манере. Автобиографию Андрея Машнина вкупе с пророчествами некоего Максима Хоботова вряд ли можно причислить к прозе. Встреча с публицистикой Гребенщикова не состоялась, ибо его произведение «Тайна рукописи» вошло в сборник в виде листков из рукописи, а не всякий читатель, уподобившись школьной учительнице, захочет разбирать чужие каракули. Основной же цели сборник достиг - показал, что не шоу-бизнесом единым живы наши рок-звезды, что и для души кое-что созидать все еще пытаются.
Главным героем «Про рока» - видимо, неожиданно для самого себя - стал его составитель Владимир Марочкин. Ему принадлежат подводки к литературной части, комментарии, интервью с авторами. Эти служебные тексты зачастую интереснее тех, ради которых сборник задумывался (см., например, главу про Медведеву и Высокосова или ответы артистов на вопрос «как вам в третьем тысячелетии»). Даже проглядывая «Про рок» по диагонали, обязательно надо прочесть размышления Марочкина про рок-н-ролл. Рокенролл, как он его называет. Возможно, рассуждения о рок-нострадамусах кому-то покажутся наивными, но они ценны свежестью подхода. Новое - хорошо забытое старое, и статьи Марочкина заставляют вспомнить культурологические исследования рок-самиздата. Читать это среди повседневного потока статей о скандалах и мелких новостей актуальных звездулек странно - и приятно. Пока толпа напряженно отслеживает частности, кто-то спокойно думает о главном. Отрадно.
Алексей Мажаев, InterMedia