ЧЕРНЫЙ ЮМОР НА НИЧЬЕЙ ЗЕМЛЕ
К фильму, обскакавшему на «Оскаре» всеобщую любимицу «Амели» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», у любого еще до начала просмотра возникнет максимум претензий, смотреть его будут пристрастно-прищуренными глазами, придираясь к каждому промаху. Но единственный серьезный промах у этой картины только один: о балканской войне сказано было уже немало, и подобная тема грозит обвинениями в конъюнктурности. Ведь, помимо всем известного «Андеграунда» Эмира Кустурицы, есть еще и чуть менее нашумевшие, но заслуживающие не меньшего внимания «Бочка пороха»/The Powder Keg и «Перед дождем»/Before The Rain.
Если же не брать в расчет этот фактор, фильм несомненно был оценен по достоинству. Двое солдат - серб и босниец - волей случая и драматурга оказываются в одном окопе на нейтральной территории между двумя линиями огня. Один держит на мушке другого, а для разнообразия пленный и захвативший в плен иногда меняются ролями. Через некоторое время оказывается, что в окопе есть третий - сербы сочли его мертвым и подложили под «труп» мину-лягушку, чтобы убить тех, кто этот труп будет забирать. Но «мертвец» оживает и тоже принимает участие в драматическом действии, невольно держа остальных героев заложниками своих неловких движений. Солдатам удается привлечь внимание и той, и другой воюющей стороны - и случается то, что на войне почти невозможно: обе стороны просят миротворцев ООН вызволить людей с ничьей земли. У «голубых касок» свои проблемы - бюрократия, но, к счастью, сержант Маршан, так и не дождавшись сверху приказа, принимает решение разведать обстановку. Серб и босниец же в ожидании спасения развлекаются тем, что выясняют, кто же все-таки начал эту проклятую войну - разумеется, невиновным оказывается тот, у кого в руках оружие. Режиссер весьма умело скрашивает напряженность обстановки юмором, который из-за ситуации выглядит черным. Однако от некоторых шуток драматизм только возрастает.
Можно и не говорить о трагическом финале - мы, как было сказано выше, уже имеем опыт просмотра такого рода фильмов: с каждой минутой тает надежда на благополучную развязку, и вмешательство миротворцев и прессы только усугубляет ситуацию. Данис Танович так и не отвечает на вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» - впрочем, он их и ставил, скорее, следуя доброй традиции. Режиссер обнажает безвыходность ситуации в мире, где никто не способен признать свою вину и сказать правду.
Яна Таран, InterMedia