ЗЕМФИРА - «14 НЕДЕЛЬ ТИШИНЫ»
Земфира мистическим образом повторяет аудиосудьбу «Мумий Тролля» (эй, кто-нибудь еще помнит, что когда-то у них был общий продюсер?). Применительно к дебютным альбомам ничего более умного, чем слово «взрыв», в голову не приходит. Дикое количество хитов, непривычный музыкальный язык «Мумий Тролля», вольное обращение с текстами и свежий вокал Земфиры - вот что было на «Морской» и «Земфире» соответственно. Вторые диски - «Икра» и «Прости меня, моя любовь» - развили, усугубили, вознесли. Но падать было больно - и у «Тролля», и у Земфиры случились длительные творческие отпуска, пусть по разным причинам: Лагутенко решил подразнить своим отсутствием аудиторию, Рамазанова устала психологически. Возвращение и того, и другой провалились. Несмотря на нагнетаемый пиар-шумихой ажиотаж, третьи номерные альбомы «Мумий Тролля» и Земфиры оказались неудачными. Именно в тех случаях, когда хвалить неудобно, а ругать не позволяют корпоративные интересы либо дружеские отношения с музыкантами, и рождаются виноватые формулировки: «альбом, полный достоинства», «взрослая пластинка», «этот диск надо не полюбить, а понять»...
Во время пресс-прослушивания «14 недель тишины» кто-то плакал (тонко организованные натуры нуждаются в руководстве: им указали пережить под вернувшуюся Земфиру катарсис, они и рады стараться), большинство зевало и поглядывало на часы. Коллективное прослушивание в офисе InterMedia истеричек не выявило, зато заскучали почти все. Самым сильным доводом в защиту альбома был следующий: он лучше многих других. Кто ж спорит, но налицо более чем чувствительная дистанция от сиротливого аргумента «не худшая» до титула «главной» пластинки. Диск «14 недель тишины» не хочется слушать еще раз, и это как приговор.
Новая пластинка Земфиры вновь доказала ее высокий потенциал, который, увы, был израсходован в основном на попытки доказать, что она серьезный музыкант. Выверенная по звуку запись в результате оборачивается нудятиной, проскальзывающие в большинстве песен шлягерные намеки певицей решительно отвергаются, мотивы сворачивают в сторону усложнения. В том, что публика ждала (долго) от Земфиры именно этого, есть большие сомнения. Тексты же, напротив, упростились до неприличия. Появились в прошлом несвойственные автору натурализм («Мы меняли буквы в слове/Изучали камасутру/Объедалися любовью/На границе рано утром»; «Пьяный мачо/Лечит меня и плачет/От того, что знает/Как хорошо бывает») и тяга к произнесению банальных истин («Время убивает меня/Я убиваю время/Песня сочиняет меня/Я сочиняю песню», «Люди не умеют летать/Им это вряд ли нужно», «Лететь выше всех - падать больней»). Чутье на хлесткую рифму явно оставило Земфиру во время подготовки этого альбома. Вместо него пришли неуклюжие «топаю на крышу», «сон длиною в паранойю» и слишком уж нарочитое оригинальничанье: «В руки твои умру» или «чую нУтром».
На диске есть только два трека, напоминающие ту Земфиру, которую мы любим и ценим, - «Главное» и «Webgirl». Мелодия последней, правда, сильно напоминает мегахит Тани Булановой «Еще одна осталась ночь у нас с тобой». Не исключено, впрочем, что именно эти стопроцентные хиты окружение певицы считает недостаточно величественными и слишком легкомысленными для «главного альбома года».
Алексей Мажаев, InterMedia