«ПИСЬМА К ЭЛЬЗЕ»: СКАЗКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Ольга (Юлия Маврина) живет с мужем Дунканом (Аристарх Ливанов) в загородной усадьбе. Фильм начинается с режиссерского трюка: зритель с первых же кадров погружается в дореволюционный антураж - костюмы, усадьба, слуги - пока крыша предполагаемой кареты не превращается в тент шикарного авто. Муж Ольги - темная личность - то ли олигарх, то ли криминальный авторитет. По признанию, которое сделал Аристарх Ливанов корреспонденту InterMedia (см. КИНО от 07.04.02), режиссер просил его присматриваться к нашим политикам и даже назвал имя выбранного прототипа - Герман Греф (кстати, это же имя, правда, в ряду других, назвал и сам режиссер на пресс-конференции, устроенной после просмотра). Дункан весь день на работе, а Ольга, с одной стороны, предоставлена самой себе, с другой, находится под неусыпным контролем слуг-телохранителей. Однажды она знакомится с Колей (Микола Гейко), владельцем кукольного театра на колесах. Он обладает всеми качествами Иванушки-дурачка - добрый, в меру юродивый, играет на балалайке, возится с детьми. Принцесса Ольга смотрит представление - дают «Гамлета». Возвращается домой в полном восторге, и вечером делится впечатлениями с мужем. Он уходит на два часа «прогуляться», после чего, на следующий день, и фургончик, и кукловод исчезают. Ольга начинает что-то подозревать. Но до объяснения с мужем дело не доходит - утром ей сообщают, что Дункан погиб.
Далее следует хоровод бедствий новоиспеченной вдовы: в усадьбе поселяется кухарка со своей семьей. Деревенские жители все сплошь списаны с карикатурных персонажей советских плакатов типа «Не пей!» и т.п. Спасаясь от сексуальных домогательств зятя кухарки, Ольга попадает к морякам Балтфлота. Пять с виду интеллигентных парней своим обаянием склоняют ее к сожительству. Этот эпизод - настоящий «Питер Пэн», только без купюр, для взрослых. Но и этой идиллии приходит конец - Ольга отправляется в ящике из-под снарядов «в мир». Она встречает водителя хлебного фургончика Костю, который предлагает ей выйти за него замуж. Но она отказывается жить в его реальном мире, где есть суп, диван и прочие прелести быта - она живет своим: собирает гербарий, делает бабочек из его шелкового галстука. На свадьбе он выбрасывает бабочку за балкон, и с Ольгой случается истерика. Дальше мы видим ее в сумасшедшем доме, откуда Дункан и забрал ее когда-то. Она встречается с любезной ее сердцу Эльзой, к которой пишет письма на протяжении всего фильма. А бабочку, выброшенную за балкон, находит тот самый кукольник. Бабочка оказывается живой - она подсказывает Коле идею спектакля «Из жизни насекомых» - на самом деле из нашей с вами жизни. Она же указует кукольнику путь в сумасшедший дом, где Ольга и Эльза смотрят его представление.
Фильм, несмотря на достаточно динамичный сюжет, очень музыкальный - композитор Дашкевич написал замечательный саундтрек. Не зря сами авторы фильма определяют его жанр как баллада, или, если угодно, песенка. Это, действительно, фильм «о такой свободе/ О которой песенки поют» - о свободе красоты. Красоту подлинную можно поместить в какую угодно клетку - хоть в шикарную усадьбу, хоть в каюту корабля (не зря один из морячков показывает Ольге на иллюминатор и говорит: «Не высовывайся туда»), хоть в сумасшедший дом - везде будет у нее внутренняя свобода. Только в нашем мире ей жизни нет.
Константин Зайцев, InterMedia