«БИГУДИ» - «МОСКВА ПОВЕРИЛА СЛЕЗАМ»
Как ни странно, альбомы в жанре изи лисенинг все еще можно слушать. Несмотря на стремящееся к плюс бесконечности предложение от конкурирующих компаний «Снегири» и «Экзотика», спрос отстает несильно. Нет, ну конечно, поднадоел лаунж, не без этого, но если не часто, не каждый день, а раз, скажем, в месяц, то слушать можно. Опять же, обнаружена практическая польза - изи-музыка отлично усыпляет грудных младенцев. Треку к пятому-четвертому младенец со счастливой, легкой, чуть блуждающей улыбкой отрубается - остается только аккуратно выложить его в кроватку и пойти заниматься своими делами, например, писать рецензию.
И тут возникает парадокс. Слушать легкую электронную музыку все еще можно, рецензировать - уже нет. Все кончено - и восторги по поводу подбора сэмплов, и ворчание «сколько можно булькать одно и то же». Единственное, что хочется, - это расслабляться (или, как говорят преподаватели физической химии, релаксировать) и ни о чем не думать.
Электронные гении предусмотрели фактор лени и усталости критиков. В буклете альбома калининградской группы «Бигуди» есть если не элементы рецензии, то четкие намеки, в каком направлении следует следовать критической мысли. Трек-лист содержит не только заголовки, но и, так сказать, предполагаемые ассоциации, возникающие при прослушивании данной композиции. Например: «история о воплощении грез, о далеких артистках, о белоснежных костюмах на эстраде, в общем, о Сан-Ремо:», «нежный и робко улыбающийся гимн непосредственности», «ностальгическая пьеса о прошлом и будущем». Комментарии эти - еще и лишний повод соригинальничать: в «подстрочнике» композиции с и без того неплохим названием «Как скелеты монпансье покупали» фигурируют Фанта Мазз и Эректроник (придет же такое кому-то в голову; а что - неплохая аллюзия, хоть и сложноватая).
Вообще я не сторонник расшифровывать абстракции. Казимир Малевич сильно упал бы в моих глазах, назови он свой «Черный квадрат» как-нибудь глубокомысленно и псевдофилософски, типа «Размышления о вечности» или что-то в этом духе. Но у «Бигудей» музыка удивительным образом совпадает с ее описанием: и «шелест вельветов», и «тепло уютных шезлонгов», и «джинсовые комбинезоны «Монтана» - всЈ вы там услышите! На альбоме записаны звуки столь ненавязчивые, что не рождают никаких своих ассоциаций - слушатель лениво соглашается с предложенными. Оформление альбома, да и музыка, выдержаны в стиле благословенных 70-х, вот только картинка из старого журнала мод позволяет упрекнуть «Бигуди» в некотором подражательстве «Ножу для фрау Мюллер». «Ножам», впрочем, еще ни разу не хватило усидчивости на полностью концептуальную работу, а «Бигудям» - хватило. Легкие эксперименты со стилями не перерастают в шараханье, и альбом «Москва поверила слезам» производит цельное - и весьма благоприятное - впечатление.
Алексей Мажаев, InterMedia