ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВТОРОСТЕПЕННОГО ТРУПА

Пресс-показ фильма «Второстепенные люди» (Украина, 2001, 95 мин., режиссер - Кира Муратова, в ролях - Наталья Бузько, Сергей Четвертаков) состоялся в Большом зале ЦДЛ 13 мая.
Спустя полгода после ярко-черной комедии Бенекса компания Cosmopol выпустила в прокат новые приключения трупа - на этот раз в версии Киры Муратовой. Мэтр российско-украинской кинематографии по-своему перемешала составляющие становящегося все более расхожим сюжета. Ингредиенты выбраны прямо противоположные бенексовскому рецепту - оно, впрочем, и понятно: что французу хорошо, то украинцу смерть. Во «Второстепенных людях» нет психиатра, зато есть целая куча психов (почта, где работает главная героиня, стоит как раз напротив лечебницы); трупом оказывается неприятный лысый мужик, зато его «хозяйкой» - красивая девушка, пусть и со странной артикуляцией. Здесь все наоборот: невольным убийцей становится участковый врач, толстый кавказец с голубоватыми интонациями в голосе оказывается бывшим учителем русского языка, а брат-близнец убитого, служащий телохранителем этого самого кавказца, отказывается убивать его врага (бывшего учителя физкультуры). Враг умирает самостоятельно - вторая неожиданная смерть в ткани фильма выглядит излишне навязчивым повтором; впрочем, упоминать о повторах, навязчивости и абсурде в поведении муратовских героев - давно уже моветон, пусть даже режиссер и переигрывает частенько в собственном переигрывании.
Хрюшка, словно прибежавшая во «Второстепенных людей» из «Черной кошки и белого кота» Кустурицы, обнаруживает вместо сломанного автомобиля лишь следы его недавнего здесь пребывания. Однако же ей достается не пустота, не дырка от бублика, а грязная лужа - то место, где и обитают обычно свиньи. Заявив о такой мировой справедливости с самого начала, картина, несмотря на свою абсолютно абсурдную форму - «эксцентричный триллер с элементами водевиля», как назвали этот жанр авторы пресс-релиза, - не отступает от принципа водворения всех на свои места до самого конца: псих возвращается в больницу рассматривать бессмысленные коллекции; труп вновь становится живым человеком (поворот, которого ждешь с первых минут его мытарств); обожающая занятия вокалом героиня поет в хоре; убийца-участковый, правда, затерялся в складках сюжета. Все это - именно не воздаяние, а лишь возвращение из «все наоборот» на отведенную каждому собственную позицию во всеобщем хаосе. Мир Муратовой по-прежнему болен, но не смертельно.
Яна Таран, InterMedia

Последние новости