АЛЕНА СВИРИДОВА - «ИГРА В КЛАССИКИ»
На общем мутновато-сероватом фоне, образованном из отечественного попсового вторсырья, лишенного маломальской индивидуальности, наличие таких самобытных фигур, как Алена Свиридова, не может не подавать надежду, что не все еще для нашей эстрады потеряно.
С одной стороны, Алена - редкий случай предельно удачного совмещения генератора и реализатора. Она пишет уникальные по мелодике и аранжировке композиции и подает их (голосом, инструментами) именно так, как они должны звучать. И ее тотально авторские работы, представленные на диске «Игра в классики», - «Без него», «Что со мной», «Лето», «Это ведь я» - удачно соседствуют, демонстрируя конкурентоспособность, со старыми шлягерами таких монстров, как Дунаевский, Гершвин или Кальман. Притом героиня не боится быть предельно искренней, зная, как легко можно пасть жертвой собственной открытости. Потому и добирается до самой нутрени хит «Это ведь я», что в нем все и красиво, и слишком честно (может, отчасти автобиографично). В продолжение настроения - ария мистера Икс из оперетты «Принцесса цирка» Кальмана. Классическая мужская ария в женском исполнении - не новость. Трафаретно выражаясь, «эта традиция уходит своими корнями» в искусство средневековых менестрелей, которые знали, что важнее быть очень хорошим актером (заставь публику верить тебе!), чем просто певцом. Недооценить драматическую составляющую творчества Свиридовой - значит, не заметить добрую треть общей картины.
С другой стороны, Алене как многопрофильному художнику подвластны любые жанры и формы во всем их стилевом многообразии. Вот модифицированная элементами припопсованного техно репродукция портрета влюбленной девушки кисти Дунаевского - «Если все не так» из фильма «Моя любовь». Нечто сходное происходит с довольно дерзко обработанной песней «Журчат ручьи», инкрустированной к тому же многочисленными сэмплами (на основе вырезок из фильма «Весна-весна»). Или вот неожиданно социально окрашенный портрет героини, придуманный Гершвином («Любимый мой»). Тут же композиция, выдержанная в духе старых добрых тридцатых с неизменным шуршащим винилом, - «Мое сердце» Портера. А вот и дружеский шарж, апеллирующий к забавным профпортретам времен «Карнавальной ночи», - «Манечка» (экономность средств напоминает карандашный рисунок - роль аккомпанемента отведена только фортепиано). Из-под кисти Алены выходят портреты, жанровые полотна, натюрморты, зарисовки... Впрочем, альбом «Игра в классики» - лишь «проспект» вернисажа под одноименным названием, который был представлен в ГЦКЗ «Россия». Там программа была гораздо шире. Надо бы еще «проспектик».
Татьяна Давыдова, InterMedia